Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Похороны в иудаизме

Похороны в иудаизме

Похороны в иудаизме

В иудаизме, как и в любой другой религии, существуют свои особенные традиции и обряды, связанные с похоронами. Евреи относятся к этому неотъемлемому этапу жизни предельно серьёзно: их похоронные ритуалы напрямую связаны с представлениями о боге и о месте человека во вселенной. Еврейские общины расположены по всему земному шару, однако в иудаизме есть определённые чёткие предписания и нормы, которым следуют все, независимо от географического местоположения.

В преддверии смерти

Если человек тяжело болен, либо в силу почтенного возраста находится при смерти, и всем родным становится очевидно, что его дни сочтены, то по традиции все близкие собираются возле постели умирающего. Причем покидать его, вплоть до самого момента кончины, считается недопустимым. Если существует возможность хоть чем-то облегчить страдания человека или любым доступным способом продлить ему жизнь – этим шансом незамедлительно пользуются, однако намеренно приближать его к смерти, даже если человек умоляет об этом, ни в коем случае нельзя. Когда человек при смерти делится с родными какими-либо желаниями, те обязаны их исполнить. Исключения составляю те просьбы, которые идут наперекор Галахе (свод религиозных заповедей, законов и законодательных наставлений, регулирующая еврейскую жизнь во всех её проявлениях). По возможности, умирающий должен прочитать молитву Видуй (представляет собой признание своих грехов и просьбу о прощении). Если человек произнести её не в состоянии – следует прочитать её про себя, если даже это не под силу – её зачитывает кто-то из родных.

Перед похоронами

Сразу после смерти произносят святой текст Шма (три отрывка из Торы). В знак скорби все собравшиеся у тела покойного обязаны надорвать на себе одежду и зажечь свечи рядом с изголовьем его спального места. Начиная с этого этапа, и непосредственно до похорон, рядом с телом почившего должен находиться человек, который будет произносить псалмы. В еврейских традициях сохранился обычай выливать любые жидкости, которые находились в доме в день кончины, поскольку верят, что ангел смерти (Малхамовес), пришедший за душой умершего, мог пить её.

После выполнения вышеизложенных обрядов, близкие усопшего начинают готовить тело покойного к погребению. Всё тело скрупулезно омывают, очищают от каждой пылинки, начиная с макушки. Для этого расходуют по меньшей мере 20 литров воды комнатной температуры. Во время этого процесса запрещено разговаривать на отвлеченные темы, это считается неуважительным по отношению к покойному. После омовения его облачают в традиционный льняной саван белого цвета (тахриким). Одеяние ничем не должно выделяться. Это делается с целью сравнять всех иудеев перед лицом смерти. Обувать покойных не принято.

Для иудеев неуважительное отношение к телу умершего может быть приравнено к оскорблению Бога, поскольку оно создано по образу Всевышнего. По этой причине запрещается вскрытие, кремация и бальзамирование, если на то нет уважительных причин.

Процесс проведения похорон

Когда все необходимые процедуры завершены, тело покойного помещают в деревянный гроб ногами вперёд и несут на руках до кладбища. С давних пор существует обычай либо выбивать одну из досок в гробу, либо просверливать в нём обширное отверстие, чтобы не отделять тело от земли. Сразу с момента как в гроб уложат усопшего, его необходимо закрыть – оставлять умершего на всеобщее обозрение считают крайне оскорбительным, для мертвеца в первую очередь.

Гроб опускают на дно могилы, затем засыпают его землёй: сначала ближайшие родственники, потом друзья, после остальные присутствующие. Из рук в руки лопату не передают, берут её из земли. Во время прощания с умершим читают псалмы Давида, а родственники и близкие друзья произносят речи о покойном. Во время произнесения надгробных речей гроб позволено открыть. У евреев не принято устраивать поминки, всё, что хочется сказать о покойном, произносят в речах в процессе похорон.

Как уже было написано выше, родственники надрывают на себе одежду в знак траура (этот ритуальный процесс носит название «криа»). Разрывание одежды у евреев несёт в себе сильнейшее психологическое значение, символизирует завершение и утрату. Надрыв на одежде делается стоя, в горизонтальном направлении, он должен напоминать не случайную потертость, а масштабный шрам. По самоубийцам, новорожденным младше месяца и людям, сменившим веру, криа не делается. Существуют также определённые правила, которые на кладбище обязательно следует соблюдать.

Запрещено употреблять пищу и напитки, вставать или садиться на могильные плиты, срывать цветы с кладбищ, предаваться разговорам не по теме, шутить и смеяться. После погребения проводят особый ритуал: все присутствующие собираются в два параллельных ряда лицом друг к другу и обращаются к проходящим родным со словами сочувствия и утешения. В конце все участники моют руки водой из кружки, проводя «ритуальное очищение», после их не вытирают.

Умерших следует хоронить как можно быстрее: иудеи верят, что пока тело умершего не захоронено, его душа всячески страдает и мучается. Но и здесь есть ряд исключений: похороны не проводят в субботу и в праздничные дни. Похороны также дозволено перенести до прибытия его родственников, либо в ситуации, при которой его тело необходимо отправить в другой город.

На еврейском кладбище

Соблюдая традиции, похороны иудея организуют на еврейском кладбище. Когда нет свободных мест, разрешают захоронение сверху безымянной могилы, но только с условием, что останки полностью разложились. Тогда на старое захоронение насыпают минимум 60 сантиметров земли и кладут сверху гроб. Если останки разложились, но могильный камень остался, на нём пишут инициалы обоих почивших. На еврейских кладбищах крайне редко хоронят представителей других религий, а иудеев, соответственно, на кладбищах для представителей других вер. Но такое всё же происходит, и тогда следует огородить могилу.

Роль надгробий на себя берут плоские камни, расположенные вертикально (носят название мацева). На них на иврите указывают имя, годы жизни и эпитафию. Украшают надгробный камень звездой Давида либо семисвечником. Иудеи призывают к отказу от роскоши в любых атрибутах, связанных со смертью: в том числе и в надгробиях, склепах, мавзолеях. В гравировке допускаются простые изображения растений, зверей, а также орнамент. Фотографии или человеческие скульптуры не рекомендуется .

Дни траура

В иудаизме траур занимает особое место. Приверженцы религии верят, что души родных людей тесно переплетены друг с другом.

Стадия траура начинается сразу же после похорон. Как только скорбящие возвращаются домой, их соседи или дальние родственники приносят им еду. Этот обычай носит название «трапеза сочувствия». Делается это с одной целью – просто возвратить людей, переживших утрату, к нормальной жизни. Зачастую после проводов близкого человека в мир иной, никакого желания есть и готовить себе пищу просто не остаётся, свои потребности отодвигают на задний план, погружаясь в горе. Со скорбящими не начинают разговоров первыми.

Весь период траура делится на периоды, чтобы скорбящий поэтапно пережил утрату.

Шива

Основной период траура. Занимает первые семь дней начиная со дня похорон. Первые три дня называют «днями плача», они выделяются для тяжелого личного горя. Родственники и близкие умершего в это время не занимаются вообще никакой деятельностью, сосредоточены на скорби по ушедшему. В эти и последующие дни, скорбящим запрещено:

  • выходить из дома;
  • мыться;
  • работать;
  • краситься и пользоваться парфюмом;
  • стричься и бриться;
  • подстригать ногти;
  • развлекаться любыми способами (слушать музыку, смотреть кино и т.д.)

По завершению первого периода траура, начинается второй – Шлошим.

Шлошим

Шлошим начинается с седьмого дня и длится по тридцатый день после похорон.

В этот временной отрезок на евреев всё ещё накладываются запреты, но уже менее строгие:

  • мытьё уже допускается (но не для удовольствия, а в целях смыть с себя грязь);
  • стрижка или бриться всё ещё запрещены, но если бороды или усы мешают приёму пищи, можно их поправить;
  • ногти состригать по прежнему под запретом;
  • скорбящий не должен слушать музыку, ходить в театры, кино, на любые мероприятия, где играет музыка;
  • не рекомендуется ездить в поездки делового или развлекательного характера;
  • запрещено носить стиранную, глаженую или новую одежду.

Когда умер отец или мать, траур продолжается ещё целый год, с соблюдением ряда запретов, но уже менее требовательных.

8 января 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: