В нашей культуре похороны традиционно принято связывать с помещением тела умершего в толщу земли – у этого решения есть и символические, и практические предпосылки. Однако, существуют места, где обеспечить покойнику могилу – непростая задача. Самый очевидный пример – регионы во власти вечной мерзлоты, покрывающей больше половины площади нашей страны.
В регионах крайнего севера сложно вести почти любую хозяйственную деятельность – строить дома, выращивать что-либо, производить что-то, но испокон века люди рождались и умирали в том числе в этих негостеприимных краях. Как они хоронили своих мертвецов, и как это изменилось после появления там новых людей и современных технологий?
В чем технические сложности
Самое первое и очевидное – вечная мерзлота очень твердая и в ней очень сложно выкапывать ямы. Даже сейчас, при современном уровне развития науки и техники, в Якутске большая часть городских коммуникаций пролегает по поверхности земли, а дома стоят на сваях. Это чревато серьёзными проблемами: продолжающееся таяние мерзлоты, вызванное глобальным потеплением, приведёт к тому, что фундаменты домов «поплывут». Но пока что этого не случился, и обычная земля, на которой стоят города, от холода имеет твёрдость камня. Выкопать в ней могилу, пригодную для захоронения человека, очень тяжело.
Да, всегда есть вариант погружать тело в неглубокую могилу – даже с примитивными инструментами в вечной мерзлоте можно вырыть яму глубиной около полуметра, достаточную, чтобы худо-бедно скрыть тело. Но проблема в том, что «вечность» вечной мерзлоты не абсолютна. Весной и летом верхние слои почвы оттаивают, а зимой замерзают обратно. Из-за этого происходят перепады плотно и влажности, которые приводят к тому, что земля «дышит», и теоретически может выбросить на поверхность похороненное тело, полностью или частично открывая его.
Поскольку, несмотря на суровость региона, он все же населен большим числом хищников – от белых медведей до песцов и росомах – такое погребение всегда рискует быть разграбленным животными. Разумеется, это не только неуважительно к покойному, но и опасно для живых. В Сибири и на Дальнем Востоке регулярно можно услышать истории людей, столкнувшихся на кладбище с хищным животным, а рассказы о медведях, посещающих места захоронений, присутствуют в фольклоре коренных народов Крайнего Севера уже давно.
Какие существуют решения.
В наши дни решением служит применение грубой силы и современных технических решений. Отбойные молотки, или «прогревание» земли на определённом участке позволяют выкопать обычную могилу, ничем не отличающуюся от захоронения в другой части страны. Но все упирается в деньги. Похороны – это не самая дешёвая процедура даже в средней полосе, где рабочим не нужно копать могилу по 20-30 часов.
Потому зачастую родственники умершего все же выбирают вариант неглубокой могилы – благо животных в последние десятилетия вокруг человеческих поселений стало гораздо меньше. Популярность таких могил особенно возросла под влиянием христианства – православная церковь не одобряет любые способы захоронения, кроме «земляного». В конце концов, это тоже метод: тела лежат в гробах, а зверей стало гораздо меньше, чем раньше. Да и опасность от того, что они подойдут к поселению, уже не столь велика. Основная беда того, что на кладбище повадился приходить хищник, состояла не в нападении на людей, а в том, что, привыкнув подкармливаться рядом со стоянкой, животное могло начать нападать на скот. В условиях традиционного оленеводства это угрожало всему поселению, но понятно, что сейчас проблема стоит не столь остро.
И все же, для людей, которым не нравится идея копать даже неглубокую могилу, всегда доступны традиционные методы погребения, практиковавшиеся северными народами: чукчами, коряками и эвенками. Методы, к которым эти народы исторически подталкивали как жизненные обстоятельства, так и верность собственным обычаям.
Погребальные обряды и технологии у чукчей.
Самый простой и очевидный способ погребения, доступный для житеей крайнего севера – это сожжение. Кремацию широко практиковали в древности, например, чукчи и коряки, при этом у чукчей важным атрибутом похорон считалось обряжение покойного в одежду, сшитую из шкур его собственных оленей. Отказ многих коренных народов Севера от кочевой жизни скотоводов привёл к тому, что большинство чукчей потеряли эту традицию. Кроме того, как и многие коренные народы, чукчи хоронят мёртвых с большим количеством его вещей, которые могут понадобиться в новой жизни. Раньше это были инструменты, украшения или оружие, но сейчас покойника могут похоронить (правда, чаще уже в земле) с телевизором или радиоприёмником.
Тело покойника, таким образом подготовленное, возлагали на связку дров и поджигали ее. Кострище обязательно должно было стоять на двух палках, символизировавших конструкцию нарт, на которых душа умершего отправлялась в последний путь. В процессе подготовки и проведения кремации родственник и близкие внимательно следили за событиями, выискивая знаки судьбы: не разлетится ли одежда умершего, кто лучше других бросил растопку, заставив огонь вспыхнуть особенно ярко и так далее. На основании таких событий гадали о посмертной судьбе ушедшего, а также о будущем для живых.
Погребальные обряды и технологии у эвенков
Схожим с чукчами образом поступали и эвенки. Они также оставляли вместе с покойным его вещи, а иногда и его жилище – у северного кочевого народа это был чум. Кроме того, они приносили в жертву оленей, хотя делали это в процессе самих похорон, а не заранее. Но от тела представители этого народа избавлялись совершенно другим способом.
Тело человека, подготовленное к погребению, облеченное в лучшие одежды и особым образом обработанное, закрывали в колоде из дерева, которую вешали на дерево или заранее вкопанные в землю столб. Подобные надземные захоронения, напоминающие «воздушные похороны» индейцев или очень упрощенные зороастрийские погребения, встречаются у целого ряда других народов, живущих в условиях вечной мерзлоты, например, у хантов и ненцев.
Помимо описанных, северными народами практиковался еще и третий вариант погребения: курганы. Тело покойника в этом случае заваливали камнями, которые образовывали небольшой холм и мешали диким зверям растащить могилу.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: