Не будет большим преувеличением сказать, что ритуальный транспорт – это общая черта самых разных культур. Человеку свойственно перемещать своих почивших и павших собратьев в места, для них отведенные. Культура четко делит места для жизни и места для смерти, и с древнейших времен предписывает перевозить покойных в специально отведенные для них зоны: к погребальным кострам и ладьям, на курганы, а позднее – на кладбища и в крематории.
Первые катафалки
Как и все великое, транспортные технологии начинались с простого: с носилок, волокуш, шитых мешков и сильных рук соплеменников. Древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта использовали в ходе погребальных ритуалов богато украшенные носилки-паланкины. По традиции в ходе похорон их сопровождали процессии скорбящих домочадцев, подданных и наемных плакальщиков.
С изобретением колеса в 4-5 тысячелетиях до н.э. носилки стали соперничать с повозками и телегами – которые со временем их и вытеснили. Колесная повозка на животной тяге стала самой долгоживущей идеей на поприще ритуальных перевозок. Практически без всяких изменений она просуществовала на протяжении многих веков – начиная с раннего Средневековья и вплоть до начала 20-го века. Что до различий в дизайне, то он был предсказуем: утонченная роскошь для тех, кто побогаче, и простая некрытая обыденность для тех, кто победнее.
Туманное происхождение слова «катафалк»
Первые исторически задокументированные упоминания о «катафалках» относятся к периоду 1635-1645 годов. Само слово, вероятнее всего, образовано от заимствованного у итальянцев catafalco, обозначавшего леса, подмостки или иную разновидность внешних несущих конструкций. Насчет происхождения итальянского «предка» катафалка до сих пор ведутся споры. Вероятнее всего, он был получен в результате языковых «мутаций» позднелатинского catafalicum, образованного из греческого kata- («рядом») и –fala («осадная башня»). Что означает такое странное сочетание корней – до сих пор является предметом споров лингвистов и историков-языковедов. Тем не менее, само слово «катафалк» первоначально означало специальную подставку-держатель для гроба. Со временем – и, вероятно, с легкой руки средневековых работников ритуальной сферы – название части стало маркером для целого, и похоронные повозки стали называть «катафалками».
Первые автокатафалки
Начало новейшей истории (конец 19-го – начало 20-го века) – период последнего расцвета похоронных повозок на конной тяге. Покрытые лаком, украшенные резьбой, драпировками и натуральной позолотой, эти великолепные похоронные экипажи никак не могли ожидать на своем традиционном, веками не менявшемся поприще конкуренции со стороны технологических «выскочек» – автомобилей.
Тем не менее, автомобильные двигатели постепенно становились все более мощными, надежными и легкими в производстве. Усовершенствование конструкции бензиновых моторов постепенно способствовало их распространению во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с перевозками. Не стали исключением и ритуальные бюро, которые начали все больше интересоваться новым, эффективным средством транспортировки тел усопших.
Часть похоронных бюро до конца держалась за архаичный гужевой транспорт, яростно обвиняя своих «переобувшихся» в безбожные инновации коллег. Суть обвинений была понятна: первые двигатели, дымящие и постреливающие цилиндрами, были далеки от традиционных представлений о похоронной эстетики, предписывающей благородство, плавность и, конечно же, тишину. Со временем «детские болезни» моторостроения постепенно сошли на нет, и похоронщики, занимавшиеся ритуальными перевозками, либо перешли на моторизированный транспорт, либо были вытеснены из бизнеса. Гужевой ритуальный транспорт окончательно исчезает с улиц и дорог Старого и Нового Света, уступая свое место катафалкам-автомобилям.
От первых катафалков к современным
Первые катафалки-машины были импровизированными «переделками» на базе уже имевшихся грузовых и пассажирских моделей. С ростом автомобильной промышленности, зарождавшиеся автогиганты наподобие Ford, Dodge и Overland приступили к разработке специальных моделей – пожарных, грузовых, карет скорой помощи, и т.д. Именно в 20-30-е годы и были сформированы те инженерные решения, которые применяются в ритуальных перевозках по сей день. Речь идет, прежде всего, о средствах, облегчающих погрузку и выгрузку гроба – роликах и направляющих для фиксации.
В 30-е наиболее популярной компоновкой катафалка стал роскошный «лимузин», отделанный в витиеватом барочном стиле. В качестве боковых украшений в этот период часто использовалась, как в старину, скульптура. Чаще всего в качестве украшений использовались фигуры скорбных ангелов и плакальщиков.
40-е годы стали еще одной значительной вехой в истории развития ритуального автотранспорта. Конструкции опрощаются; барочный излишества уступают место функциональной простоте. Появляется и становится популярным автомобильный кузов типа «универсал». Эта автомобильная компоновка оказалась столь удобной для ритуальных перевозок и манипуляций с гробом, что и по сей день остается самой распространенной.
Катафалки в СССР
Советский автопром на протяжении полувека был по меньшей мере скромен в плане дизайна и производства специализированного ритуального транспорта. Гражданину Союза вплоть до середины 80-х приходилось отправляться в последний путь в кузовах грузовых автомашин и переоборудованных «пазиков» со снятыми пассажирскими сидениями. Лишь в 1974 году были выпущены первые машины модели «ЗИЛ-114», которые, будучи изначально санитарными, могли быть переоборудованы в катафалки.
Как организовать перевозку тела умершего:
Профессиональная подготовка, многолетний опыт и необходимые полномочия дают возможность сотрудникам нашего агентства организовать перевозки тела умершего по Москве и доставку груза 200 автотранспортом в требуемый регион.
Заказать современный катафалк/ритуальный автобус в службе Ритуал.рф можно по многоканальному телефону 8 (499) 317-43-09. Колл-центр Ритуал.рф круглосуточно оказывает бесплатные консультации по вопросам организации похорон.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: