Коран учит, что единственная константа в человеческой жизни – неизбежность ее конца. Рано или поздно земной век любого живого существа подойдет к концу, и вне зависимости от его веры каждый человек в конце концов умрет. Биологические и химические процессы, происходящие в организме во время умирания и после наступления смерти, могут объяснить уже не только ученые, но в общих чертах и каждый образованный индивидуум: прекращается сердечная и дыхательная деятельность, кислородное голодание вызывает гибель клеток и тканей тела, а мозг перестает реагировать на внешние раздражители. Уже через несколько часов начинается процесс трупного высыхания, падает температура тела, на коже возникают трупные пятна, развивается мышечное окоченение. В конце концов, тело принимается переваривать само себя, и постепенно распад тканей переходит в стадию гниения. В результате деятельности паразитов от человеческого тела остаются только высушенные кости и зубы.
Но Аллах наделил человека не только бренным телом, но и бессмертным духом, который продолжает жить в ином, невидимом мире. Какое путешествие совершает душа мусульманина после смерти в загробный мир, и что представляет собой загробная жизнь?
Переход в иной мир
Согласно исламу, Аллах задумал земной мир как среду для испытания человеческой души, и после того, как человек испускает последнее дыхание, это испытание подходит к концу. Покинув мирское тело, душа попадает в промежуточное пространство между бренной землей и вечным миром – барзах. Здесь она находится вплоть до Судного дня, когда все люди воскреснут, чтобы предстать перед господом на божьем суде. В зависимости от совершенных деяний ее затем ожидают или вечное блаженство на небесах, или ужасающие мучения в преисподней.
Однако последствия мирской жизни человек начинает ощущать задолго до Страшного суда. Когда его тело опустят в могилу, и последний из участников похоронной церемонии покинет кладбище, к нему приблизятся два ангела, Мункар и Нахир. Они зададут усопшему три вопроса: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какова твоя религия». Если он даст правильные и искренние ответы, правоверный мусульманин останется пребывать в могиле до Дня воскресения в блаженном покое и удовольствии. Грешников, неверующих и лжецов ждет куда менее приятная судьба – их головы ангелы поразят молотом, после чего могила вокруг них сожмется, а земля загорится. Согласно некоторым богословам, душевная боль, которую душа будет испытывать в барзахе до Страшного суда, может смягчить ее наказание или даже заслужить ей божественное прощение.
Страшный суд
В конце времен, ангел Исрафил поднимется на Храмовую гору в Иерусалиме и дважды протрубит в рог, возвещая о начале Страшного суда. В этот день все люди воскреснут и предстанут перед Аллахом в долине «аль-Махшар», где ответят за совершенные ими в мирской жизни деяния. Здесь будет стоять ужасная жара, и только самые благочестивые смогут получить облегчение, в то время как грешники будут испытывать страшные мучения. Небольшая часть душ сможет укрыться от палящего солнца в тени Трона Господня. К ним относятся:
-
Справедливые правители, не злоупотреблявшие своей властью;
-
Мусульмане, выросшие в исламе и сохранявшие преданность своей вере до самой смерти;
-
Мусульмане, регулярно и с радостью посещавшие мечети;
-
Правоверные возлюбившие других людей во имя господа;
-
Целомудренные люди, сдерживавшие свои плотские желания ради Аллаха;
-
Благотворители, которые по секрету раздавали милостыню;
-
Мусульмане, которые проливали слезы в страхе перед Аллахом.
-
Мученики, погибшие за веру.
На Страшном суде каждому человеку ангелы вручат две книги, в которых будут учтены все его хорошие и плохие деяния. Эти манускрипты дотошно взвесят, чтобы определить, куда попадет душа и какое ее ждет наказание. После вынесения божественного приговора, верующие мусульмане останутся стоять в долине, в то время как все неверующие и иноверцы затем вне зависимости от своих заслуг будут низвергнуты в ад.
Оставшимся в долине правоверным будет необходимо пересечь мост Сират, протянутый прямо над преисподней и ведущий в рай. Этот мост шириной будет не толще человеческого волоса, а остротой подобен лезвию меча. Благочестивые мусульмане смогут с быстротой молнии пересечь Сират и попадут в райский сад (джаннат), в то время как грешники испытают при пересечении страдания или под тяжестью своих грехов упадут в ад (джаханнам).
Джаннат или райские сады
В исламской традиции рай описывается как тенистые сады, с многочисленными источниками, каналами и прудами, рощами плодовых деревьев с золотыми стволами и реками, в которых течет молоко и мед. Между зеленых зарослей возвышаются роскошные шатры, на полянах разостланы ковры и разложены ряды подушек. В золотых блюдах лежит любое угощение, которое существовало в земном мире, а в кубках налито райское вино.
Все обитатели рая облачены в красивые одежды и дорогие украшения. Они вечно пребывают в возрасте смогут 33-х лет, не зная лишений, проблем и трудностей. Мужчины воссоединятся со своими женами или же смогут взять в супруги чернооких прекрасных гурий. Относительно того, что именно собой представляют райские гурии, мусульманские богословы расходятся во мнениях: большинство считает их отдельными созданиями, специально созданными для услаждения мужчин, другие – обретшими молодость правоверными женщинами. Кроме того, по некоторым утверждениям, похожую возможность получат и женщины, которым будут представлены красивые юноши.
Джаханнам или ад
После Страшного суда грешники, неверующие или иноверцы, а также лжецы и лицемеры обречены на адские мучение в джаханнаме – вечно горящей преисподней. Они будут связаны цепями, покрыты раскаленной смолой и раз за разом сгорать в огне, лишенные избавления. Вместо питья им дают кипяток и гнойная вода, а утолить голод возможно только при помощи едких плодов дерева Заккум, которые представляют собой головы дьяволов. Чем страшнее грехи человека и больше его неверие, тем тяжелее будет его наказание. Так, неблагочестивые мусульмане пребывают на первом уровне ада, христиане и евреи (люди Писания) находятся на втором и третьем уровнях, на четвертом страдают отступники и предатели, а на пятом – колдуны и гадалки. Неверующих ждут пытки в печи на шестом адском плане, а лицемеров, лжецов и неверующих, выдающих себя за мусульман, – бездонная пропасть на седьмом.
Согласно Корану, грешникам суждено навеки пребывать в мучениях без надежды на спасение, если только Аллах не смилостивиться над их душами. Из-за этой оговорки многие богословы и по сей день продолжают спорить о том, действительно ли окончательной является судьба обитателя преисподней. Немало современных улемов утверждают, что срок наказания определен тяжестью проступком и степенью неверия, и по истечению отмеренного господом времени, нечистивец заслужит прощение.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: