Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Мясопустная родительская суббота

Мясопустная родительская суббота

Мясопустная родительская суббота

Современный православный календарь содержит несколько дней поминовения усопших, во время которых верующим христианам предписывается почитать память других христиан – тех, что уже отдали Богу душу. В числе прочих дней поминовения есть так называемые «родительские дни» – эти дни посвящены, во-первых и в-главных, памяти покойных родителей и более дальних предков. Мясопустная Родительская суббота – первый в году родительский день поминовения усопших в русском православном календаре. Обычно Мясопустная Родительская суббота приходится на конец февраля или начало марта – её дата является плавающей, как и у подавляющего большинства других церковных праздников. В данном конкретном случае Мясопустной Родительской субботой становится та суббота, которая предшествует воскресенью-Мясопусту. В 2020 году она выпадает на 22 февраля.

Храмы на кладбищах Москвы
Храмы на кладбищах Москвы

Что такое Мясопустная Родительская суббота?

Великий пост, он же «Великая Четыредесятница» (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή) — самый главный пост для всех исторических христианских церквей. Задача Великого Поста – готовить христианина к Пасхе. Великому Посту предшествуют так называемые «подготовительные воскресенья» – всего их четыре. Подготовительные воскресенья, калькируясь со старославянского, называются «неделями»: сперва идет Неделя Мытаря и Фарисея, затем Неделя о Блудном Сыне, затем Неделя о Страшном Суде (она же – Мясопустная), а затем – Неделя сыропустная, в нашей стране более известная как Прощеное Воскресенье. Следовательно, за сутки до третьего воскресенья происходит Мясопустная Родительская суббота, которая также именуется Вселенской родительской субботой.

Её положение в календаре не случайно, ведь сразу за ней следует воскресенье, посвященное Апокалипсису и Страшному и Суду, так что поминовение усопших здесь весьма последовательно. Исторической науке доподлинно неизвестно, когда христиане впервые начали назначать день поминовения на эти даты, однако до нас дошли грузинские переводы иерусалимских Лекционариев 7 века, в которых эти праздники уже есть. Правда, тогда они назначались на неделю позже – перед Прощённым воскресеньем, но впоследствии были сдвинуты на более раннюю дату: это произошло, предположительно, в 9 веке - во всяком случае, в Уставе Великой Церкви это уже было так.

Большая часть церковных праздников и большая часть дней поминовения усопших, которые можно найти в современном православном календаре, являются «частными», что означает, что они празднуются православной церковью одной страны и не празднуются какими-то другими православными церквями – это следствие независимости православных церквей друг от друга. Но эпитет «Вселенская» применительно к Мясопустной родительской субботе означает, что она празднуется всеми православными церквями – всего таких две в году. При этом, разумеется, следует понимать, что разные народы празднуют её по-своему.

Посещение храма в Мясопустную Родительскую субботу

Очевидно, что день поминовения умерших в первую очередь предполагает посещение церкви. Еще накануне (т.е. в пятницу) в церквях осуществляется великая панихида. Непосредственно в субботу служится общая панихида, а также заупокойная Божественная литургия. Верующим предписывается в этот день молиться за усопших в храме, тем же, кто болеет или по иным причинам посетить субботнюю службу не может, должен по молитвослову читать молитвы дома. Как правило, рекомендуется читать следующую молитву:

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Священнослужители в этот день посвящают свои проповеди умершим и, в том числе, поименно поминают тех, за кого им были поданы записки «Об упокоении». В давние времена в домах верующих православных (во всяком случае, в домах тех из них, что были грамотными) хранились специальные небольшие книжечки, которые назывались «помянник». В этих книжечки надо было вносить имена ныне живых и уже усопших членов семьи, а в те дни, когда нужно было попросить священнослужителя помолиться о здравии живого или об упокоении мертвого, люди подавали священнику эти книжечки и указывали на нужной странице имена тех людей, за которых требовались молитвы. В настоящее время эта традиция почти выродилась, хотя в некоторых семьях помянники все еще держат. Сегодня, главным образом, верующие подают записки, в которых перечисляют тех, за кого просят священника воздать молитвы. Эти записки, грубо говоря, являются чем-то вроде «одноразовых» помянников.

При этом следует помнить, что православная церковь предъявляет определенные правила и ограничения на то, кого и как следует вписывать в записки и помянники. Здесь кратко упомянем некоторые из них, а также распространенные ошибки.

  1. Самое главное правило, о котором многие часто забывают: в дни поминовения усопших вообще и в родительские субботы в частности молиться предписывается только за умерших христиан, а не просто за всех дорогих вам людей. То же касается и младенцев, скончавшихся некрещенными: за них просто ставят свечку дома.
  2. Важно помнить, что записки или помянники необходимо подавать ДО начала Литургии. Это можно сделать рано утром непосредственно в субботу, но лучше всего сделать это еще вечером пятницы.
  3. Имена в записке нужно писать в родительном падеже, потому что при чтении священник будет молиться об упокоении «кого»: Марии, Ивана, Георгия и т.д.
  4. В записке необходимо указывать то имя, которое было дано человеку при крещении. Важно помнить, что иной раз человек может не пользоваться в быту тем именем, которые было дано человеку при крещении, и оно может совсем не совпадать с паспортным. Если речь идёт о вашем друге или дальнем родственнике – обязательно уточните, каким было его христианское имя, данное при крещении – всегда есть некоторый шанс, что вы никогда его не слышали или забыли, что оно не совпадает с паспортным.
  5. Если в записку об упокоении или помянник вносится имя ребенка, которому не было семи лет, то перед его именем нужно написать «млад.», т.е. младенец. Если умершему было от 7 до 14, то «отр.», т.е. отрок, отроковица.
  6. Если вы просите о поминовении священника, то необходимо указывать, в каком сане он был. Неправильно: «о. Сергия». Правильно: «архим[андрита] Сергия».
  7. Также нельзя писать в записках об упокоении имена святых и блаженных: православная церковь считает, что это не мы молимся о святых, а они, пребывая во граде Божьем, молятся за нас. Особенно это важно в том случае, если в местной христианской общине был человек, которого братья и сестры по вере из уважения именовали блаженным/блаженной или старцем/старицей: уважение окружающих не дает человеку официального звания блаженного или святого, этими званиями наделяет только Церковь.

Посещение кладбищ в Мясопустную родительскую субботу

Логично, что многие верующие используют Мясопустную родительскую субботу как хороший повод, чтобы не только вспомнить об ушедших родственниках, но и чтобы посетить их могилы. В зависимости от погоды и от количества снега в этот день можно почистить надгробие и участок с захоронением, подстричь траву возле могилы или же как минимум оценить состояние захоронения и заблговременно подумать, не требуется ли ремонт или замена надгробия, креста, таблички или ограды, что можно будет сделать вскоре – с наступлением весны. Чего точно не рекомендуется делать – так это подносить угощения к могилам: «кормить» мертвых родственников – это древний языческих обряд, к православному христианству он никакого отношения не имеет. Однако вместо этого можно принести постные продукты в церковь – служители потом передадут их малоимущим прихожанам. Также можно принести в дар храму вино, которое впоследствиИ будет использовано для причастия.

Поминки в Мясопустную Родительскую субботу

Как и «кормление» покойных, пышные поминальные тризны по покойным предкам – это изначально языческий обычай, однако христианским догматам идея поминальной трапезы по умершим не противоречила, так что этот обычай оказался встроен в христианскую обрядовость. Самое главное здесь – помнить, что застолье – это лишь удобный способ собрать вместе семью. Задача же – совместно помянуть усопших родственников. На стол в Мясопустную субботу, как правило, подают мясные блюда – ведь скоро мясо окажется под запретом, и в следующий раз поесть его верующие смогут только уже после окончания Великого Поста.

20 февраля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: