Современный православный календарь содержит несколько дней поминовения усопших, во время которых верующим христианам предписывается почитать память других христиан – тех, что уже отдали Богу душу. В числе прочих дней поминовения есть так называемые «родительские дни» – эти дни посвящены, во-первых и в-главных, памяти покойных родителей и более дальних предков. Мясопустная Родительская суббота – первый в году родительский день поминовения усопших в русском православном календаре. Обычно Мясопустная Родительская суббота приходится на конец февраля или начало марта – её дата является плавающей, как и у подавляющего большинства других церковных праздников. В данном конкретном случае Мясопустной Родительской субботой становится та суббота, которая предшествует воскресенью-Мясопусту.
Что такое Мясопустная Родительская суббота?
Великий пост, он же «Великая Четыредесятница» (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή) — самый главный пост для всех исторических христианских церквей. Задача Великого Поста – готовить христианина к Пасхе. Великому Посту предшествуют так называемые «подготовительные воскресенья» – всего их четыре. Подготовительные воскресенья, калькируясь со старославянского, называются «неделями»: сперва идет Неделя Мытаря и Фарисея, затем Неделя о Блудном Сыне, затем Неделя о Страшном Суде (она же – Мясопустная), а затем – Неделя сыропустная, в нашей стране более известная как Прощеное Воскресенье. Следовательно, за сутки до третьего воскресенья происходит Мясопустная Родительская суббота, которая также именуется Вселенской родительской субботой.
Её положение в календаре не случайно, ведь сразу за ней следует воскресенье, посвященное Апокалипсису и Страшному и Суду, так что поминовение усопших здесь весьма последовательно. Исторической науке доподлинно неизвестно, когда христиане впервые начали назначать день поминовения на эти даты, однако до нас дошли грузинские переводы иерусалимских Лекционариев 7 века, в которых эти праздники уже есть. Правда, тогда они назначались на неделю позже – перед Прощённым воскресеньем, но впоследствии были сдвинуты на более раннюю дату: это произошло, предположительно, в 9 веке - во всяком случае, в Уставе Великой Церкви это уже было так.
Большая часть церковных праздников и большая часть дней поминовения усопших, которые можно найти в современном православном календаре, являются «частными», что означает, что они празднуются православной церковью одной страны и не празднуются какими-то другими православными церквями – это следствие независимости православных церквей друг от друга. Но эпитет «Вселенская» применительно к Мясопустной родительской субботе означает, что она празднуется всеми православными церквями – всего таких две в году. При этом, разумеется, следует понимать, что разные народы празднуют её по-своему.
Посещение храма в Мясопустную Родительскую субботу
Очевидно, что день поминовения умерших в первую очередь предполагает посещение церкви. Еще накануне (т.е. в пятницу) в церквях осуществляется великая панихида. Непосредственно в субботу служится общая панихида, а также заупокойная Божественная литургия. Верующим предписывается в этот день молиться за усопших в храме, тем же, кто болеет или по иным причинам посетить субботнюю службу не может, должен по молитвослову читать молитвы дома. Как правило, рекомендуется читать следующую молитву:
«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Священнослужители в этот день посвящают свои проповеди умершим и, в том числе, поименно поминают тех, за кого им были поданы записки «Об упокоении». В давние времена в домах верующих православных (во всяком случае, в домах тех из них, что были грамотными) хранились специальные небольшие книжечки, которые назывались «помянник». В этих книжечки надо было вносить имена ныне живых и уже усопших членов семьи, а в те дни, когда нужно было попросить священнослужителя помолиться о здравии живого или об упокоении мертвого, люди подавали священнику эти книжечки и указывали на нужной странице имена тех людей, за которых требовались молитвы. В настоящее время эта традиция почти выродилась, хотя в некоторых семьях помянники все еще держат. Сегодня, главным образом, верующие подают записки, в которых перечисляют тех, за кого просят священника воздать молитвы. Эти записки, грубо говоря, являются чем-то вроде «одноразовых» помянников.
При этом следует помнить, что православная церковь предъявляет определенные правила и ограничения на то, кого и как следует вписывать в записки и помянники. Здесь кратко упомянем некоторые из них, а также распространенные ошибки.
- Самое главное правило, о котором многие часто забывают: в дни поминовения усопших вообще и в родительские субботы в частности молиться предписывается только за умерших христиан, а не просто за всех дорогих вам людей. То же касается и младенцев, скончавшихся некрещенными: за них просто ставят свечку дома.
- Важно помнить, что записки или помянники необходимо подавать ДО начала Литургии. Это можно сделать рано утром непосредственно в субботу, но лучше всего сделать это еще вечером пятницы.
- Имена в записке нужно писать в родительном падеже, потому что при чтении священник будет молиться об упокоении «кого»: Марии, Ивана, Георгия и т.д.
- В записке необходимо указывать то имя, которое было дано человеку при крещении. Важно помнить, что иной раз человек может не пользоваться в быту тем именем, которые было дано человеку при крещении, и оно может совсем не совпадать с паспортным. Если речь идёт о вашем друге или дальнем родственнике – обязательно уточните, каким было его христианское имя, данное при крещении – всегда есть некоторый шанс, что вы никогда его не слышали или забыли, что оно не совпадает с паспортным.
- Если в записку об упокоении или помянник вносится имя ребенка, которому не было семи лет, то перед его именем нужно написать «млад.», т.е. младенец. Если умершему было от 7 до 14, то «отр.», т.е. отрок, отроковица.
- Если вы просите о поминовении священника, то необходимо указывать, в каком сане он был. Неправильно: «о. Сергия». Правильно: «архим[андрита] Сергия».
- Также нельзя писать в записках об упокоении имена святых и блаженных: православная церковь считает, что это не мы молимся о святых, а они, пребывая во граде Божьем, молятся за нас. Особенно это важно в том случае, если в местной христианской общине был человек, которого братья и сестры по вере из уважения именовали блаженным/блаженной или старцем/старицей: уважение окружающих не дает человеку официального звания блаженного или святого, этими званиями наделяет только Церковь.
Посещение кладбищ в Мясопустную родительскую субботу
Логично, что многие верующие используют Мясопустную родительскую субботу как хороший повод, чтобы не только вспомнить об ушедших родственниках, но и чтобы посетить их могилы. В зависимости от погоды и от количества снега в этот день можно почистить надгробие и участок с захоронением, подстричь траву возле могилы или же как минимум оценить состояние захоронения и заблговременно подумать, не требуется ли ремонт или замена надгробия, креста, таблички или ограды, что можно будет сделать вскоре – с наступлением весны. Чего точно не рекомендуется делать – так это подносить угощения к могилам: «кормить» мертвых родственников – это древний языческих обряд, к православному христианству он никакого отношения не имеет. Однако вместо этого можно принести постные продукты в церковь – служители потом передадут их малоимущим прихожанам. Также можно принести в дар храму вино, которое впоследствиИ будет использовано для причастия.
Поминки в Мясопустную Родительскую субботу
Как и «кормление» покойных, пышные поминальные тризны по покойным предкам – это изначально языческий обычай, однако христианским догматам идея поминальной трапезы по умершим не противоречила, так что этот обычай оказался встроен в христианскую обрядовость. Самое главное здесь – помнить, что застолье – это лишь удобный способ собрать вместе семью. Задача же – совместно помянуть усопших родственников. На стол в Мясопустную субботу, как правило, подают мясные блюда – ведь скоро мясо окажется под запретом, и в следующий раз поесть его верующие смогут только уже после окончания Великого Поста.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: