Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Похоронное дело в Советском Союзе

Похоронное дело в Советском Союзе

Похоронное дело в Советском Союзе

Накануне Октябрьской революции похоронное дело в России во многих аспектах оставляло желать лучшего. Безусловно, в городах вполне существовали ритуальные агентства по западному образцу (их образ работы и функции были, в целом, почти такие же, какими мы представляем функции современных похоронных бюро), однако в деревнях вопросы погребения, как и пятьсот лет тому назад, всё ещё всецело решались внутри крестьянской общины. Объединяло города и деревни в этом вопросе то, что в любом случае все кладбища находились в ведении религиозных организаций - главным образом, конечно, православных церквей, но также мечетей, синагог и т.д. Частные кладбища на протяжение всей истории России были запрещены (что примечательно, они остаются под запретом и по сей день). У кладбищ были более-менее четкие границы, которые отделяли их от внешнего мира, однако внутри какой бы то ни было генеральный план отсутствовал, и захоронения производились практически как попало: в городах ситуация была получше, в сельской местности – похуже. Еще одним важным фактором похоронного дела в предреволюционной России было то, что никто официально не был назначен ответственным за благоустройство и уход за захоронениями. Конечно, склепы и памятники аристократов были исключением, но 99% захоронений в России пребывали в плачевном состоянии, зарастая бурьяном и увядая все сильнее с каждым последующим поколением.

Кладбища Москвы
Кладбища Москвы

Похороны после Октябрьской революции

Знакомый всем со школьной скамьи декрет большевиков «О земле» на самом деле касался не только пахотной земли, но и земли кладбищенской. Большевики национализировали все кладбища (любых религиозных конфессий) и заявили о том, что процесс погребения отныне будет официально состоять из двух частей: погребальной и обрядовой. Новая власть гарантировала своим гражданам бесплатное место на кладбище и бесплатное захоронение (оно должно было осуществляться на средства органов местной власти). Если же граждане хотели произвести над телом покойного какие-либо погребальные обряды, то об этом они были вольны озаботиться в частном порядке в меру своих сил.

Далее, были национализированы погребальные конторы – они тоже перешли под контроль органов местной власти. Таким образом, советское государство перепоручило самому себе все функции, так или иначе связанные с похоронами. Однако это означало, что отныне местные органы власти должны были за счет своих бюджетов и содержать кладбища, и оказывать услуги по погребению, и содержать лавки с погребальными принадлежностями, и содержать конюшни (катафалки в те времена были поголовно гужевые), и делать ещё много всего другого. Разумеется, сразу по окончании Первой мировой и Гражданской войн на фоне разрухи и кризиса у молодого государства не было на всё это ни средств, ни рабочих рук.

У государства не хватало возможностей не только на то, чтобы в полной мере оказывать гражданам тот пакет услуг, который оно гарантировало им по закону, но и на то, чтобы элементарно следить за сохранностью кладбищ. Погосты в те годы активно разграблялись: деревянные элементы шли на дрова, железные и каменные – на стройматериалы. Когда в 1920-х началась Новая Экономическая Политика, ритуальные агентства вновь ненадолго открылись, однако со сворачиванием НЭПа они снова исчезли. Не видя возможности ответить по своим обязательствам, местные власти перекладывали ответственности: кладбища и связанная с ними ответственность бесконечно перепоручались от одного ведомства другому, а тем временем, российские кладбища, никогда и не бывшие в хорошем состоянии, приходили в упадок окончательно. На начальном этапе реформы похоронного дела СССР преуспел только в бюрократизации погребения: теперь захоронение (как и рождение или бракосочетание) необходимо было осуществлять, регистрируясь при этом в органах Записи Актов Гражданских Состояний (ЗАГС).

Возникновение кремации в Советском Союзе

Нам доподлинно неизвестно, чем именно было продиктовано пренебрежительное отношение к кладбищам, которое системно проявляла советская власть на протяжение всего своего существования, однако мнения историков на этот счет сходятся как минимум в двух пунктах. Во-первых, на фоне экономической разрухи вопрос обустройства кладбищ выглядел абсолютно не приоритетным. Во-вторых, на начальных своих этапах советская власть очень полагалась на план по замене подземного погребения кремацией, которая считалась более дешевой и быстрой, более новой и прогрессивной, а также очищенной от налета старины и древних религиозных обычаев. Увы, с пропагандой кремации в СССР дела обстояли на порядке лучше, нежели с созданием необходимой для неё инфраструктуры.

Первый в СССР крематорий был создан в Петрограде. Он прослужил два месяца, после чего был закрыт из-за постоянных поломок печи, ремонт которой по затратам начал быстро перевешивать все ожидаемые выгоды от заведения. Второй крематорий был создан в 1920 году в Москве. Под него было отведено недостроенное здание церкви на Новом Донском кладбище. Этот крематорий действительно смог исполнить своё предназначение: благодаря его низким тарифам и благодаря тому, что в первые годы советской власти через него прошли многие деятели государства, науки и культуры, кремация в столице приобрела некоторую популярность. Тем не менее, в других регионах страны не удалось добиться даже призрака этого успеха: не было ресурсов, чтобы обустроить крематории по всей огромной стране советов. А с началом Второй мировой похоронная сфера и задачи её обустройства и вовсе отошли на последний план.

После войны

Итак, по окончании войны похоронное дело в СССР обстояло следующим образом: все зачатки индустрии, что были до Революции, оказались уничтожены, ничто принципиально новое (кроме бюрократических процедур) не было создано, а в условиях послевоенного восстановления экономики говорить о выделении средств на организацию похоронной сферы уже и смысла не было. В течение последующих десятилетий власти занимались строительством жилья, заводов и дорог. Но как же организовывались захоронения? Понимая, что эта сфера жизни была властью заброшена, граждане поняли, что нужно решать вопросы своей силой и своей волей. Могилы копались где и как придётся, кладбища организовывались стихийно и разумеется никакого ухода за ними не было. Надгробия люди сооружали сами: из строительного мусора и украденных с работы отходов производства. Власти так или иначе не противились происходящему: чиновников устраивало то, что граждане «как-то сами разобрались» и что им уже ничего не надо предпринимать по этому поводу. Именно в эту эпоху на пространстве СССР появляется традиция делать оградки вокруг могил: в условиях отсутствия возможности юридически закрепить участок за собой это был единственный способ защитить своё захоронение по крайней мере от случайного уничтожения или осквернения.

Наконец, в 1970-х государство всё же решило вмешаться и внести некий порядок в похоронную сферу. Власти разработали санитарные нормы для кладбищ, построили заводы по изготовлению и магазины по продаже ритуальных товаров, учредили профессию ритуального распорядителя (его функции были теми, что сегодня привычны нам). Также в этот период впервые в истории России у нас наконец-то появились генеральные планы кладбищ и четкое деление их площади на участки для захоронений.

30 марта 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: