Любые ритуалы перехода из одного социального состояния в другое в архаичных обществах прошлого рассматривались как акты «умирания» и «воскрешения» человека в новом качестве. Например, в ходе обряда инициации символически умирал ребёнок и рождался взрослый – в том числе поэтому многие обряды взросления подразумевали болезненные испытания. То же самое касалось свадеб и передачи жреческих или шаманских полномочий от учителя к ученику. На этом фоне не удивительно, что и так называемые «пространства перехода» во многих культурах имели множество назначений: самым простым примером может быть здание христианской церкви, где осуществляется и обряд крещения, и обряд бракосочетания, и отпевание покойного. Но не только лишь храмы обладают таким свойством: в частности, с древнейших времён и до наших дней кладбища использовались некоторыми народами как пространства для бракосочетаний.
Кладбищенские свадьбы у евреев
У евреев Центральной и Восточной Европы (ашкенази) на протяжение нескольких столетий существовал обычай «чёрных свадеб». Согласно народному поверью, суть чёрной свадьбы заключалась в следующем: если на город (или страну) обрушилась эпидемия опасной болезни, то необходимо устроить свадьбу на кладбище – и тогда эпидемия минует ваш населенный пункт или быстрее уйдёт из него, если уже пришла. Обычай включал в себя следующие условия: на церемонии должна была присутствовать вся деревня (или как можно больше соседей, если речь идёт о более крупном населённом пункте), а для жениха и невесты этот брак должен был быть первым в их жизни. Как правило, на роли новобрачных подбирали нищих, сирот или людей с ограниченными возможностями. Зачастую жених и невеста видели друг друга впервые уже, собственно, по приходу на кладбище – важно понимать, что этот обряд рассматривался (или, как минимум, должен был рассматриваться согласно традиции) всеми участниками как их долг перед обществом, поэтому особо и не шло речи о свободном выборе и взаимных симпатиях новобрачных. Считалось, что этот праздник жизни, проводимый на костях и символизирующий победу над смертью, должен обратить на себя внимание Бога и заставить его вмешаться и остановить бедствие. При этом важно подчеркнуть, что чёрные свадьбы не были, разумеется, стандартным или первым средством по борьбе с эпидемией или иным бедствием: само собой, для верующего первой линией обороны от неконтролируемого бедствия всегда была молитва и чтение священных текстов (в том числе коллективное), а чёрные свадьбы казались чем-то вроде «оружия последнего шанса», когда все остальные средства не сработали и беда уже стоит у ворот.
Доподлинно известно, что не далее чем сто лет назад, когда испанка свирепствовала в Европе, чёрные свадьбы в огромных количествах устраивались на территории современных Украины и Польши (которые на тот момент находились под контролем России, Австро-Венгрии и Германии). То же самое происходило, например, и в США: в Филадельфии и Нью-Йорке в 1918 году несколько еврейских свадеб были проведены на кладбищах, и присутствовали на них, по различным оценкам, около 1000 человек. Разумеется, в предыдущие эпохи, когда в какой-либо местности происходили вспышки холеры или тифа, этот обычай также вспоминали и пускали в ход. В частности, одна из крупнейших чёрных свадеб была устроена евреями Варшавы в разгар Первой мировой войны, когда в городе разыгралась эпидемия тифа. Примечательно, что аналоги чёрных свадеб также проводились евреями Палестины (на тот момент государства Израиль ещё не существовало): там с помощью чёрных свадеб местные жители пытались остановить нашествие саранчи.
Еврейские чёрные свадьбы не нашли большой репрезентации в поп-культуре, однако они фигурируют, например, в американском фильме 1939 года The Light Ahead, который повествует о борьбе с эпидемией холеры в Одессе в 1880-х годах. Подробное описание церемонии также можно встретить в мемуарах Мейер Киршенблатт – там описывается чёрная свадьба в польском городке Опатув в 1892 году: невестой становится местная круглая сирота, торжество происходит в здании, принадлежащем похоронному обществу, платье невеста получает от жертвователей из числа местных жителей, на торжество собирается значительная часть населения местечка и жители нескольких окрестных деревень, молодым дарят еду, деньги и иные свадебные жары, надеясь этим актом коллективной благотворительности заслужить милость Бога.
Кладбища как место для свадеб в современности
В последние десятилетия свадебная индустрия США наблюдает устойчивый рост спроса на свадьбы на похоронах, причем это никак не связано с религиозностью и этничностью. Вероятно, многим читателям в первую очередь придёт в голову мысль, что так проявляют себя представители субкультур – например, различные течения готов и т.д. Это отчасти правда: представители субкультур, строящихся вокруг погребальной эстетики, действительно создавали и создают некоторый спрос и на подобающие их увлечениям «готические» свадьбы и более того, у некоторых свадебных агентств даже есть такой особый пакет услуг, как “готическая свадьба”, где местом проведения основной части церемонии выступит, разумеется, кладбище. Тем не менее, рост спроса на эту услугу в США в последние несколько лет никак не связан с субкультурами: свадьбы на кладбищах хотят играть люди, которым просто хочется красивых видов (большинство кладбищ США имеют значительное количество зеленых насаждений) или которым хочется провести день церемонии в относительно тихой и немноголюдной локации.
В настоящее время некоторые американские кладбища уже ухватились за этот тренд и предлагают услуги своих парковых пространств и своих кладбищенских храмов и их священнослужителей: так, например, одно из кладбищ Нью-Йорка оценивает аренду у себя пространства под свадебную церемонию в 2500 долларов. В настоящее время граждане Соединенных Штатов уже пытаются идти дальше и как-то развивать тему кладбищенской свадьбы: например, в американской прессе уже были новости о свадьбе на кладбище, куда невесту её друзья и подруги привезли в настоящем гробу. Есть основания полагать, что по мере развития тренда развиваться будут и изыски, и причуды, в ответ на что, разумеется, высоко коммерциализированная похоронная индустрия США быстро создаст предложение.
Свадьбы на кладбищах как перспективный тренд
Безусловно, вышеописанное развитие событий в США стало возможным, во-первых и в-главных, благодаря американской законодательной базе, которая позволяет организацию частных кладбищ, владельцы которых, в свою очередь, вольны на своё усмотрение сдавать свою собственность под любые мероприятия – лишь бы это никак не нарушало права владельцев и арендаторов земельных участков. И здесь следует вспомнить, что во многих странах Европы частных кладбищ не существует: где-то ими всеми владеет государство (как в России), где-то большая их часть контролируется церквями (как в странах Северной Европы). В случае, если кладбища контролируются государством, то и вопрос о проведение каких угодно мероприятий на их территории также должен решаться на уровне всего государства – или как минимум субъекта федерации, если государство федеративное. Во втором случае, очевидно, решение не всегда может быть принято «людьми на местах»: церковные власти, отвечающие за приход и за закрепленное за ним кладбище, в этом отношении могут оказаться связаны как догматами своей религии, так и решениями вышестоящих.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: