Население нашей планеты продолжает стремительно увеличиваться, а значит растет и количество умерших. Только в России каждый год из жизни уходит около 2 миллионов человек, и все они заслуживают достойного погребения. Тем временем уже во многих крупных городах страны власти столкнулись с тем, что отведенные под захоронения территории переполнены, и в скором времени мест на кладбищах перестанет хватать. Эта проблема универсальна, и разные государства по-своему пытаются ее решить: от изобретения новых способов утилизации останков до повторного использования могил.
Опыт европейских стран, где участки на кладбище сдаются в аренду на ограниченный срок или с прогрессивно увеличивающейся арендной платой, а после окончания действия договора возвращаются в оборот, заинтересовал отечественных экспертов и по понятной причине. По некоторым оценкам в России находится от 18 до 25 тысяч гектар заброшенных захоронений, а, например, в столице старые и полуразрушенные могилы составляют 37% территорий кладбища. Однако попытки законодательно решить этот вопрос встречают ожесточенную реакцию со стороны населения и РПЦ. С чем связана такая запущенность могильных земель, если эта тема вызывает столько споров и разногласий?
Потерянные могилы
Заброшенные могилы являются частью большей проблемы: отсутствия систематизации данных о местах захоронения и беспорядка в похоронной сфере. При СССР государство практически не контролировало похоронную сферу, что привело к тому, что после развала Союза Россия унаследовала тысячи легально несуществующих кладбищ, которые до сих пор продолжают функционировать из тени. Не существовало и единого реестра захоронений: информация о погребении заносилась только в архив конкретного кладбища. Но бумажные носители не совершенны, и значительное количество архивов, в первую очередь созданных до Великой Отечественной войны, не сохранилось до наших дней.
Государственные инициативы по всеобщей инвентаризации кладбищ пока не были успешными, но отдельные неполные региональные и всероссийские базы данных уже существуют. Одним из первых созданием единого цифрового кадастра занялся Санкт-Петербург: первая инвентаризация была проведена еще в 2011-2012 гг., а в 2017 был создан ресурс «Кладбища России», где хранились данные о более 7 миллионов захоронений на территории города и прилегающих областей.
Огромный урон, понесенный Северной Столицей во время ВОВ, оставил свои следы и на кладбищах города. Во время блокады люди умирали целыми семьями, и их могилы на долгие годы оказывались заброшенными. В иных случаях у городской администрации не было ресурсов на поддержание и реконструкцию старых кладбищ: так Смоленское кладбище было закрыто с конца 40-х по 1995 гг., и около 70% всех захоронений сейчас заброшено.
«О внесении изменений в похоронное дело»
Попытки решить ситуацию на законодательном уровне продолжаются с 2015. Первый законопроект, разработанный в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, включал предложение создать специальные комиссии в регионах страны, которые должны будут провести оценку существующих захоронений и определить, какие из них являются заброшенными. Могила не могла быть признана бесхозной, если на ней были установлены надмогильные сооружения или погребение было произведено менее 20 лет назад. Помимо всего вышеперечисленного в документах должна была отсутствовать какая-либо информация о похороненном и о лице, ответственном за могилу. Законопроект не распространялся на военные и мемориальные кладбища.
Комиссия должна была формироваться из представителей региональных и федеральных государственных служб, прокурора и, в случае, если рассматриваться будет конфессиональное кладбище, священнослужителя соответствующего вероисповедания. Их решение должен был подтвердить суд, после чего останки разрешалось эксгумировать, кремировать и поместить в «могилу невостребованных прахов», а сама могила подготавливалась бы для нового захоронения.
Эта идея не встретила поддержки ни со стороны населения, ни со стороны религиозных организаций: православная церковь верит в телесное воскресение умершего и порицает кремацию, ислам прямо запрещает ее. Менее религиозные критики закона в первую очередь обращали внимание на отсутствие внятной системы регулирования и неуважение к памяти умерших.
На протяжении последних 4-х лет Минстрой продолжал дорабатывать в законопроект и, судя по окружающей его реакции, продолжит и ближайшие несколько лет. В настоящий момент повторно использовать могилу разрешается только в том случае, если это родственное захоронение.
Опекунство над брошенными захоронениями
Альтернативным вариантом возвращения в оборот заброшенных могил стало постановление «О порядке опекунства над брошенными захоронениями на кладбищах в Москве». Документ предоставляет возможность гражданам и общественным организациям становиться опекунами бесхозных могил. Опекун обязуется провести реставрацию склепа или усыпальницы и поддерживать его/ее в надлежащем состоянии, взамен на что получал право быть погребенным здесь.
При этом перезахоронения старых останков не производилось, а таблички с информацией об предыдущих похороненных здесь людях переносились на тыльную сторону памятника.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: