Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Джазовые похороны

Джазовые похороны

Джазовые похороны

Массовая культура вот уже больше века знает о том, что такое джаз. Стиль музыки и даже стиль жизни – в некоторых странах джазу придают настолько большое значение, что устраивают даже джазовые похороны. Хотя исторически сам термин «джазовые похороны» долго не употреблялся на родине джаза – в штате Луизиана и в Новом Орлеане в частности: там его какое-то время считали неуместным и пренебрежительным, а люди, практиковавшие этот погребальный обряд, сами называли его «музыкальные похороны». Одной из причин этого было то, что на музыкальных похоронах Нового Орлеана играли не только джаз, но и другие виды музыки, к тому же сама музыка никогда не была основной частью церемонии. Однако, в конце концов, и сами джазовые исполнители, и их аудитория приняли это название и сегодня, в начале двадцать первого века, оно произносится с гордостью и описываемые им погребальные обряды является важной частью местной культуры.

Откуда появился джаз

Джаз как таковой, по мнению историков, родился на стыке европейских и африканских культурных традиций в американском штате Луизиана, где с середины XIX века темнокожее население опережало по численности белое. Основной вклад в специфическую негритянскую культуру того времени, как считается, внесли представители народа Йоруба, которых в качестве невольников импортировали из Западной Африки (с территории современной Нигерии) на протяжении нескольких столетий. В сплетении с католическими и протестантскими традициями обычаи Йоруба породили множество интересных культурных практик, к числу которых относится, например, фестиваль Марди Гра, а также, собственно, шумные джазовые похороны.

Марди Гра является самым известным из парадов, но отнюдь не единственным – в Новом Орлеане пышные шумные парады устраиваются в каждый сезон. Джазовая музыка выкристаллизовалась в самостоятельный стиль именно здесь – примерно в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Её судьба в разных регионах мира была неоднозначной: на родине она сперва была специфической музыкой угнетенного черного большинства, но после Второй Мировой войны быстро набрала популярность в других штатах среди белого населения, перестала стигматизироваться, а многие темнокожие джазмены стали всемирно известными и заработали огромные состояния. Тем не менее, некоторые связанные с джазом традиции так и не покинули штат Луизиана, оставшись местной диковинкой, о которой мало знают даже в других штатах Америки. Джазовые похороны – как раз одна из таких традиций.

Как можно хоронить в стиле джаза

Как правило, для представителей современных западных культур похороны – это мероприятие печальное, траурное, а музыка на похоронах если и звучит, то разве что в форме похоронного марша – за редкими исключениями вроде похорон знаменитых музыкантов или певцов, где, соответственно, могут звучать их композиции. Однако во многих других регионах мира похороны считаются не столько прощанием с покойным, сколько торжеством живых, которые стремятся сохранять веселость вопреки постигшему их несчастью. В Новом Орлеане еще до эпохи джаза существовала практика, в рамках которой европейцы и англо-американцы посещали похороны, на которых играли духовые ансамбли. Негроидное же население использовало громкие духовые инструменты на похоронах как минимум с начала XIX века, то есть, заодно до того, как джаз оформился в самостоятельное музыкальное направление: архитектор Бенджамин Латроуб в 1819 году стал свидетелем негритянской похоронной процессии в Новом Орлеане. До нас дошло оставленное им описание этой процессии: похороны начинались с того, что скорбящие громко причитали, а заканчивалось погребение громкой музыкой, шумом, смехом и ликованием. Результат предсказуем: чем популярнее духовые оркестры становились на похоронах темнокожих, тем менее популярными они становились среди белого населения штата – ведь в начале двадцатого века почти похороны в Новом Орлеане стали местом шумного уличного представления.

Как проходят такие похороны

Как правило, традиционные джазовые похороны являются похоронами темнокожего мужчины, причем его шансы получить джазовые похороны становятся многократно выше, если сам он при жизни занимался музыкой. Похороны эти обычно финансируются похоронными обществами, которые задаром предоставляют семьям покойных услуги духовых ансамблей (эти общества регулярно принимают взносы со всего сообщества, чтобы оплачивать их медицинские счета и похороны). В первых рядах похоронной процессии идут музыканты, распорядители похорон, члены семьи покойного, друзья. Толпа народу, которая следует за ними, называется «второй линией» процессии. Когда процессия достигает здания похоронного бюро или места погребения, первая и вторая линии начинают маршировать под музыку духового оркестра. Сперва оркестр играет медленные погребальные композиции – например, христианские гимны. После того, как тело опускается в могилу, оркестр начинает играет все более и более быструю и энергичную музыку, вторая линия пускается в пляс, и вскоре погребальное шествие превращается в уличное представление.

Что такое «вторая линия» и ее парады

Парад «второй линии» – это мероприятие, в рамках которого люди устраивают шествие по районам и питейным заведениям и собирают взносы на организацию похорон и других мероприятий. Примечательно, что в конце девятнадцатого века «вторая линия» похоронной процессии в Новом Орлеане фактически отделилась от джазовых похорон и со временем стали самостоятельным явлением. Американские антропологи описывают Second Line Parade так: члены одного из музыкальных клубов одеваются в одежду со знаками различия своего клуба, также берут в руки зонтики похожей формы и цвета и одеваются в похожие костюмы. В течение примерно четырех часов одни члены клуба, танцуя и вращая зонтиками, движутся по улицам, а другие сопровождают это действо аккомпанементом из свиста, ударов в барабаны и тамбурины, а также пения.

Одна из наиболее ярких черт идентичности Нового Орлеана и штата Луизиана – джазовые похороны и связанные с ними мероприятия, в том числе парады «второй линии». На протяжение долгих лет в сообществе тех, кто практиковал джазовые похороны, не утихали дискуссии о том, кто может быть удостоен джазовых похорон. В последние годы самоограничения постепенно снимаются, так что сегодня, например, джазовые похороны устраивают не только музыкантам-мужчинам, но и, например, молодым юношам и девушкам, которые погибли трагически и безвременно. В этом случае, что примечательно, количество панихидных композиций значительно снижается и церемония гораздо быстрее становится веселой и шумной.

Помимо этого, следует отметить, что к началу двадцать первого века все реже члены духовых оркестров на джазовых похоронах носят свои отличительные черные костюмы и характерные головные уборы. Разумеется, некоторые особо традиционалистски настроенные джазовые клубы придерживаются старых обычаев, однако со временем их становится все меньше. Еще одним признаком перемен является смена статуса участников «второй линии»: теперь эти танцоры и музыканты, как правило, находят себе работу в и в других сферах, а также работают не только как сборщики взносов, но и просто для развлечения туристов и досужих зевак.

2 марта 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: