Весной 2020 года по миру прокатилась волна интереса к похоронному обряду в Гане – люди с удивлением смотрели кадры репортажа канала ВВС, на котором было запечатлено многолюдное пышное празднество. Вместо привычной для нас сдержанности и печали участники похоронной церемонии демонстрировали радость, веселились под бодрую музыку и даже танцевали с гробом. Мировой интерес к этому видео подчеркнул, настолько мало современные европейцы и азиаты знают о похоронных традициях Африки. Большинство в лучшем случае может сказать, какая религия исповедуются в африканской стране – как правило, это христианство или ислам.
К примеру, читая про Гану в обычной энциклопедии, человек вряд ли узнает нечто особенное про ее погребальные обряды – вероятно, в статье про Гану просто будет указано, что большинство жителей принадлежат к протестантам-пятидесятникам или католикам. Логично было бы предположить, что погребальные церемонии проводятся в соответствии с установлениями этих конфессий, однако на самом деле в Гане по большей части следуют древним, дохристианским обычаям похорон, которые причудливо сплетаются с христианскими традициями, а эти обычаи порой бывают весьма и весьма специфичны.
Праздник живых и умерших
Несомненно, жители Ганы глубоко скорбят о смерти своих близких и считают смерть трагедией, как и прочие жители Земли. Но непосредственно момент похорон для них, как, прочем, и для некоторых иных народов, пронизан совсем другим настроением: в центре внимания находятся не смерть и умирание, а торжество жизни над смертью, и устроен так, чтобы напоминать живым о радостях жизни. Уникальность Ганы в том, что традиционный похоронный ритуал у них в стране выглядит настолько жизнерадостно и весело, что похож на Бразильский карнавал в миниатюре. Участники похорон причудливо украшены, процессию сопровождает музыка, люди танцуют и даже участвуют в конкурсах. Но главная, привлекающая всеобщее внимание деталь похорон в традициях Ганы – это гроб. Во-первых, он всегда изготавливается индивидуально для каждого умершего и каким-либо образом демонстрирует его особенности – например, намекает на род занятий или интересы. Если человек при жизни торговал компьютерной техникой и смартфонами, гроб могут сделать в форме мобильного телефона, если очень любил красивую обувь – изготовят покойнику гроб-ботинок. Во-вторых, гроб на похоронах в Гане не просто несут, а перемещают в танце.
Танцы с гробом
Да, эта часть похоронного ритуала так и выглядит: носильщики поднимают гроб на плечи и двигаются с ним, пританцовывая и приплясывая. В древности таким образом родственники и друзья убитого воздавали почести умершему и обращались с помощью этого танца к богам, а сегодня пляски с гробом на плечах стали частью культурной традиции, и в настоящее время Гана полна различных коммерческих организаций, готовых за установленную плату представить профессиональных носильщиков-танцоров. Кстати сказать, танцы вообще занимают большое место в ганском похоронном церемониале, и под музыку двигаются не только носильщики гроба, но и люди с другими ритуальными предметами в руках, и просто соучастники похорон. Танцевальным движением процессии управляет специальный человек, задающий ритм и следящий за правильностью исполнения ритуала – он традиционно называется Главный Плакальщик, хотя карнавальность ганских похорон заставляет больше думать о веселье, чем о слезах.
Вирусное видео с шестью африканцами, несущими гроб в ритме танца, столь широко разошедшееся по интернету недавно, было заснято в 2017 году во время похорон в городе Прампрам, регион Большая Аккра: на его кадрах запечатлены сотрудники компании Nana Otafrija Pallbearing and Waiting Service, несущие гроб и выполняющие танцевальные этюды.
Бенджамин Айду, руководящий этой компанией, изначально просто предоставлял услуги носильщиков для гроба на похоронах, однако, видя, какой спрос имеют танцы во время погребения, решил дополнить список предоставляемых специалистов еще и танцорами-акробатами. Позже он решил объединить две эти услуги – носильщика и танцора – в одном человеке, и эта идея имела колоссальный успех, поскольку, с одной стороны, полностью соответствовала народным традициями, а с другой – позволяла устроителям похорон выделиться и сделать свою церемонию ни на что не похожей. Мастера компании Nana Otafrija Pallbearing and Waiting Service поражают своими навыками: иногда они удерживают гроб плечами, двигаясь нижней частью тела, иногда держат его на выставленных вперед коленях, танцуя торсом и плечами, а иногда и вовсе ложатся под гроб, при этом не переставая сложным образом двигаться в ритме музыки. Кстати сказать, Бенджамиа Айду разработал не только сам танец, но много времени потратил на создание внешнего вида своих носильщиков-танцоров, желая сделать организуемую им церемонию максимально красочной и узнаваемой. Если судить по популярности видео с танцующими носильщиками гроба во фраках и цилиндрах, кадры из которого стали частью широко распространившихся мемов, Айду достиг успеха в своих задумках.
Общая с журналистами ВВС, создатель Nana Otafrija Pallbearing and Waiting Service отметил, что, разумеется, не все похороны, обслуживаемые его компанией, выглядят столь же празднично, как запечатленные на видео. Многие клиенты просто заказывают транспортировку гроба или просят лишь ограниченное число театрализованных услуг.
Во время мировой пандемии COVID-19 Бенджамин Айду, используя свою популярность, стал пропагандировать здоровый образ жизни, меры карантинной безопасности и гигиену. Он записал несколько видео-обращений, в которых выражал благодарность врачам всего мира и заканчивал их репликой «сиди дома или танцуй с нами», намекая на то, что несоблюдение карантинных ограничений может привести к смерти. Эта фраза сама по себе стала меметичной и широко известной, так что в некоторых странах – например, в Бразилии – даже появились уличные биллборды с фотографией Айду и его танцоров, призывающих сидеть дома или танцевать с ними.
Танец смерти
Многим из людей, кто посмотрел видео с танцующими носильщиками гроба приходит на ум словосочетание «танец смерти» – и это не случайно. Образ пляшущей старухи с клюкой или фигуры в черном балахоне с косой одинаково близок всем народом европейской культуры. Смерть в человеческом обличии, которая, танцуя, уводит за собой в могилу людей любых сословий, возрастов и занятий – это сюжет, который появился в Европе во время эпидемии чумы 1370-х годов, прозванной Черной Смертью, и остающийся одним из важнейших для живописи, иконописи и, шире, искусства вообще по сей день. Причем, что интересно, этот сюжет не только ярко выражает всю мимолетность человеческой жизни и подчеркивает неизбежность наступления смерти – в нем есть еще две важных составляющих.
Во-первых, сюжет «танца смерти» сразу стал не только трагическим, но и анекдотическим, исполненным юмора, пусть и черного: пляшущая смерть то изображалась музыкантом, ведущим весь мир, включая его правителей, к гибели под свою музыку, то представала как картежник, обыгрывающий самых умелых шулеров, то называлась единственным полководцем, который не проигрывает битвы. Начиная с XV века ироничный и по злому юмористический образ Смерти идет рука об руку с трагическим образом, и встречается во всех видах искусства, от живописи и скульптуры до архитектуры. Равенство всех перед смертью, невозможность обмануть ее и скрыться от ее правосудия даже для самых завзятых преступников и обманщиков – вот первая позитивная нота в «танце смерти».
Во-вторых, в упомянутом танце содержится парадоксальным образом указание на борьбу со смертью и победу над ней, которую обещал людям Иисус Христос. Проводы человека в последний путь не только фиксируют его расставание с этим миром, но и обретением им новой жизни в Вечности, что, несомненно, является радостным событием и позволяет, в частности, соединить древние обряды похорон-карнавалов с христианскими традициями. Пример Ганы, как страны, где это смешение происходит на наших глазах и весьма ярко, позволяет утверждать, что образ танцующей Смерти будет с человеческой культурой еще долгие годы.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: