Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Необычные похороны Ганы

Необычные похороны Ганы

Необычные похороны Ганы

Республика Гана – государство в Западной Африке, расположившееся на северном побережье Гвинейского залива Атлантического океана. Свое современное название, которое происходит от титула правителей древней империи Вагаду – Гана, - страна (ранее Золотой Берег) получила в 1957 году после провозглашения независимости от Великобритании. Сегодня подавляющая часть населения в Гане исповедует христианство (71,8%), преимущественно протестантизм и его течения, есть крупная мусульманская община (16-18%). Хотя традиционные местные религии (3,1-5,2%) сохранились в «Стране золота» до сих пор, на протяжении последних нескольких столетий доля их последователей неуклонно сокращалась. Однако их влияние на ритуальную жизнь ганцев по-прежнему остается значительным.

Последнее слово – за родителями

В соответствии с местными традициями, окончательное решение о посмертной участи уроженца Ганы могут принять только его родители или кровные родственники по восходящей линии: дедушки и бабушки, братья, сестры и пр.. Желания умершего, а также его супругов или потомков в этом вопросе не учитываются – даже дальняя родня, с которой он никогда не общался, имеет большее влияние на организацию похорон, чем те, с кем он прожил свою жизнь. При этом, согласно обычаям, именно на них ложится обязанность оплатить церемонию погребения, даже если они не имели к ее планированию никакого отношения.

Похороны в обществе ганцев – событие чрезвычайно важное, и между родственниками зачастую разгораются жаркие споры вокруг того, как, где и когда хоронить человека, которые иногда заканчиваются судебными процессами и многолетней внутрисемейной враждой. Этот процесс может растянуться на недели и месяцы, особенно если почивший занимал высокое положение и имел большую семью. В 2011 году ганская журналистка «BBC World Service», Элизабет Охене, в колонке «Письма из Африки», рассказала о следующем случае, произошедшим с одним из бывших Верховных судей страны (его личность не уточняется, на основании имеющейся информации, можно предположить, что речь идет о Джордже Кингсли Аква, занимавшим должность c 2003 по 2011). Несмотря на завещание – судья просил не организовывать ему государственных похорон и похоронить его в течение двух недель, - его семья распорядилась делами по-своему: спустя 6 недель после смерти глава Верховного суда Ганы по настоянию родственников был погребен на торжественной государственной церемонии.

Оплакивание и интриги

Главным камнем преткновения при организации погребения является назначение главного плакальщика. Этот человек станет не только распорядителем похорон, определив время, место и формат мероприятия, а затем возглавив церемонию, - он будет составлять список гостей, писать некролог и решать, кому достанется наследство покойного. И каждый из этих вопросов по отдельности способен на многие поколения испортить отношения между родственниками. На эту роль по обычаю выбирают исключительно мужчин, при этом значения не имеет, был ли плакальщик знаком с умершим или его семьей. Его решение будет окончательным.

Эту традицию можно обойти, «выкупив» похороны у родни почившего. Его супруги или дети, чтобы взять организацию церемонии в свои руки, могут предложить взятку деньгами или продуктами одному из или нескольким родственникам, чье слово имеет в этом вопросе значение. Обычно такое «взяточничество» представляется как искупление всех мыслимых и немыслимых прегрешений, как например редкое посещение семьи или иного рода к ней «неуважение». Впрочем, гарантировать, что «выкуп» сработает, нельзя. А если супруга и дети умершего тем или иным способом вызвали гнев родителей умершего, то те могут начать обвинять их в том, что именно они виноваты в его смерти.

В другом сообщении Элизабет Охене рассказывает, что свою мать она и ее семья (в традиционном для нас значении) похоронили спустя 3 недели после ее смерти, и это до сих жителями ее родной деревни рассматривается как величайшее оскорбление и кощунство.

Песни и пляски

Церемония погребения в Гане не столько повод для скорби, сколько возможность собраться вместе даже для самых далеких членов семьи и вообще всех знавших его людей. Ганские похороны больше похожи на праздник, чем на траурное событие: на них обязательно присутствует музыка и танцы, игры и конкурсы, богатые украшения и вкусные угощения. И нередко холостые ганцы используют такие мероприятия, чтобы встретить новых партнеров.

Цена у таких роскошных мероприятий соответствующая. Чтобы организовать достойную церемонию, родственникам почившего придется заплатить в среднем 15 – 20 тысяч долларов, что намного превышает стоимость похорон в самых дорогих европейских странах. Поэтому на похороны принято скидываться всей семьей, одалживать деньги у друзей или обращаться за микрокредитами. Оплачивают долги с пожертвований гостей. Чем больше дал человек, тем лучше к нему относятся. А к репутации ганское общество относится очень серьезно.

Гроб как высказывание

Единственное уважение, на которое может рассчитывать ганец после смерти – это уникальный фигурный гроб, призванный своим дизайном отразить личность, профессию или увлечения умершего. Традиция это появилась недавно, однако сегодня даже бедные ганские семьи стараются собрать средства на заказ по-настоящему неповторимого изделия, чтобы таким образом порадовать отошедшую на тот свет душу. Швею могут похоронить в гробу в виде швейной машинки, фотографа в деревянном фотоаппарате. Если при жизни человек мечтал о новой машине, родственники положат его в копию той модели, которая ему нравилась. Самолеты, автомобили, сотовые телефоны, кроссовки, бутылки и сигареты – ганские гробовщики готовы изготовить последнее пристанище на любой вкус.

Средняя стоимость такого гроба составляет 500 - 600 долларов США, и неудивительно, что их производство является крайне прибыльным бизнесом.

15 мая 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: