Городская ритуальная служба
Специализированная служба

Эффигии

Эффигии

После падения Римской империи и Темных веков европейской истории величественные усыпальницы стали достоянием прошлого: на место роскошных гробниц с резными колоннами, арками и античными скульптурами пришли земляные курганы и скромные могилы с грубо украшенными плитами. Однако на закате Высокого Средневековья мастерство погребального ваяния снова вошло в моду. Начиная с XIII века могилы и склепы высокопоставленных вельмож, монархов и представителей высшего духовенства начали украшать эффигии – скульптурные изображения умерших. В то время как состоятельные члены высшего общества заказывали объемные скульптуры из дорогих пород камней или драгоценных металлов, обедневшие дворяне украшали намогильную плиту нанесенными на латунную или бронзовую пластину портретами – брассом. Многие из этих произведений ритуального искусства дошли до наших дней.

Откуда пошла мода на эффигии?

Появление первых эффигий связано с периодом Крестовых походов, когда сотни тысяч европейских рыцарей полные религиозного рвения и надежды на богатую добычу устремились в Святую землю. Однако цены, которую им пришлось заплатить по дороге в Иерусалим, была высока. Возвращение останков погибших в дали от родной земли крестоносцев на родину могло затянуться на месяцы, а то и годы, а поэтому по прибытию домой их тела представляли собой не более чем истлевшие останки. Вскрывать гроб, в котором плоть их любимого человека успела разложиться и стать пищей для бактерий и насекомых, родственникам было тяжело. Чтобы по-христиански проститься с воином господнем и запечатлеть в истории его облик, они заказывали скульпторам объемное изображение умершего и украшали им саркофаг покойного. Так все его родные могли без отвращения взглянуть на него перед погребением.

Из Великобритании эффигии распространились по всей континентальной Европе, заработав особенную популярность в странах северного Средиземноморья – Испании, Италии и Франции, в которой этот жанр надгробного искусства был доведен до совершенства. Об этом свидетельствуют небольшое количество дошедших до наших дней французских эффигий – во времена Французской революции многие старинные захоронения были разграблены, а резные саркофаги – разбиты на кусочки. Большинство из артефактов, которые сегодня выставлены в музеях, сохранились только благодаря тому, что были погребены в дали от очагов бурной политической жизни.

Возможностью восстановить облик, особенности гардероба и военного снаряжения жителей Средневековья историки обязаны, в первую очередь, Англии, Испании и Италии, где традиция эффигий не только была широко распространена, но и пережила бурные периоды истории этих стран.

Заочные казни: как наказать неуловимых преступников?

У эффигий существовало и другой применение – в системе европейского правосудия. Злостные преступники, которым удавалось скрыться от карающей длани закона, предавались заочной смерти. Для этого скульпторы изготавливали их эффигию, которая затем подвергалась публичной казни. Как ни парадоксально, христианские палачи, разбивая каменную копию бандита, рассчитывали таким причудливым образом причинить ему если не телесные, то духовные страдания.

Знаменитые эффигии

1. Эдуард II Карнарвонский, король Англии (1284 – 1327гг.);

Эдуард II считается первым монархом, на саркофаге которого была установлена эффигия. На монумент, положивший начало этому жанру надгробного искусства, до сих пор можно посмотреть в Вестминстерском аббатстве. Покойный король Англии изображен в полный рост и в лежачей позе, облаченный в королевскую мантию и с двумя скипетрами в руках.

2. Эдуард Вудсток, старший сын английского короля Эдуарда III (1330 – 1376)

Одной из самый известных эффигий в Великобритании считается надгробная плита «Черного принца», Эдуарда Вудстокский. Прозвищем сын Эдуарда III обязан своей жестокостью и зверствами, проявленными во время английских походов во Францию. Согласно другой версии, его так прозвали из-за черного турнирного щита с тремя страусиными перьями, изображения которых можно увидеть на его саркофаге в Кентерберийском соборе.

3. Франциск I, король Франции (1494 – 1547 гг.)

В качестве своей последней воли французский король завещал создать ему посмертную маску. Изготовление было поручено именитому мастеру каменных дел, Франсуа Клуэ. В течение 11 дней скульптор и многочисленные придворные подготавливали все необходимое для подобающей статусу усопшего церемонии, и все это время в парадной зале дворца находилась эффигия монарха. Каменной копии Франциска прислуживали как живой коронованной особе – подносили еду, отвешивали поклоны и т.д. На 12-ый день в базилике Сен-Дени был выставлен гроб с его телом и маской, и после трехдневной церемонии прощания «короля-рыцаря» предали земле в усыпальнице храма.

4. Мария I Стюарт, королева Шотландии (1542 – 1587 гг.)

После долгих лет политической борьбы с английской короной знаменитая шотландская королева была арестована, заключена под стражу и наконец обезглавлена. В качестве ироничного поворота судьбы, такая же участь постигла и ее эффигию. Только в начале 2010-х восстановленный монумент былавпервые представлена на обозрение посетителей в галерее Бриллиантового юбилея Елизаветы II.

13 Октября 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Телефон горячей линии: 8 (495) 459-0-100