По разным оценкам в России проживает около 13 миллионов граждан, имеющих различные нарушения слуха, из них в соответствии со статистикой ВОГ более 300 тысяч знают и используют язык жестов. К ним относятся люди с врожденными дефектами слуха, а также те, кто полностью или частично потерял слух в раннем возрасте или в результате травмы или заболевания. И хотя они составляют заметную часть населения, многие из них ежедневно сталкиваются со значительными трудностями как в повседневной жизни, так и в экстренных ситуациях.
В последние годы власти уделяют все больше внимания созданию необходимой инфраструктуры, призванной предоставить людям с нарушениями слуха доступ к качественному медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению. Для этих целей в ряде городов России были созданы специальные диспетчерские службы, позволяющие глухонемым или ограниченным по слуху гражданам вызвать службы экстренной помощи.
«Горячая линия» для глухонемых
Сервисы по обработке вызовов глухонемых граждан в России начали возникать в конце 2000-х. Первая диспетчерская служба, использующая видеотелефонную связь, возникла в Москве в 2008, а в 2013 Министерство социальной защиты населения по Московской области запустило проект, предоставляющий инвалидам по слуху различные бесплатные справочно-коммуникационные услуги, в том числе:
- обработка и передача сообщений инвалиду и от инвалида любому другому слышащему абоненту, в частности представителям государственных и городских служб;
- вызов скорой помощи, служб спасения, милиции, сотрудников ЖЭК и других экстренных служб;
- предоставление справочной информации об учреждениях Москвы и области, культурных мероприятиях, расписания самолетов и поездов, а также прогноза погоды;
- заказ социального такси, доставка еды и лекарств на дом, бронирование билетов и номеров в гостинице.
Примеру столицы вскоре последовали Нижний Новгород, Самарская, Челябинская и Астраханская области, а затем Красноярск, Владимир, Тверь и Новосибирск.
Услуги диспетчерского сервиса для глухонемых в Москве
Чтобы воспользоваться услугами диспетчерской службы необходимо быть членом ВОГ и пройти предварительную регистрацию у оператора. Для этого может потребоваться отправить по факсимильной связи справку об инвалидности (МСЭ/ВТЭК) и копию паспорта, после чего диспетчер занесет вас в базу.
Обратиться в диспетчерскую службу можно с помощью факса, электронных и SMS-сообщений, видеотелефонной связи или мобильного телефона (для слышащих абонентов). Операторы имеют необходимую квалификацию для работы с глухонемыми, закончили соответствующее специальное образование и свободно владеют языком жестов.
Диспетчерская служба принимает факсимильные сообщения по номеру (495) 645-05-05 (для жителей Москвы) и 8-800-555-56-08 (для проживающих в Московской области).
SMS сообщения следует отправлять на номер 8 (926) 743-11-80 и 8 926 513 59 09.
Отправить электронное письмо можно на e-mail mail@mgohelp.ru. Пользователи программ видеосвязи (Skype/ooVoo/Camfrog) могут совершить звонок на адрес mgohelp.
Наконец для связи с оператором можно использовать видеотелефонную связь, набрав номер 1115. Общественные видеотелефоны установлены во многих учреждениях социального обслуживания, а также в аэропортах Внуково и Шереметьево.
При обращении в диспетчерскую службу необходимо сообщить ФИО, свое сообщение и/или запрос и контактные данные для связи.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: