Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Еврейские кладбища

Еврейские кладбища

Еврейские кладбища

После трагических событий Второй мировой войны во многих городах Европы еврейские кладбища стали единственным напоминанием о том, что некогда на этом месте был еврейский квартал – аналогичная судьба ждала и целые еврейские местечки и деревни в Восточной Европе. Поскольку иудейские традиции требуют, чтобы тела мёртвых не тревожились и не перезахоранивались (исключения есть, но в совсем уж крайних случаях – например, в случае стихийного бедствия, которое разрушает кладбище), еврейские кладбища стояли веками на одних и тех же местах и по их надгробиям можно было изучать историю местной общины. Эта статья посвящена устройству еврейских кладбищ.

Что происходит после смерти

Примечательно, что из всех авраамических религий иудаизм оказывается наиболее скуп на подробности касательно загробной жизни. Тора повествует о том, что существует Шеол – некий загробный мир, куда после смерти направляется душа человека. При этом многое остаётся неясным: что происходит с душой в Шеоле? Известно, что туда путешествуют равно и грешники, и праведники, так что неизвестно наверняка, страдают ли души в обители мёртвых, блаженствуют, либо же испытывают какие-то иные эмоции.

Иудейские богословы веками пытались доискаться ответов на эти вопросы: при этом они, как правило, обращались за вдохновением к другим авраамическим религиям (христианству и исламу), пытаясь адаптировать к иудаизму их учения о рае и аде. Тем не менее, эти заимствования, как мы можем наблюдать, не смогли оказать сколь-нибудь значимого влияния на похоронные обычаи евреев Европы и всего остального мира.

Организация похорон
Организация похорон

Общественные похороны у евреев

Более двух тысяч лет назад в Израильском царстве, как и во многих других странах, процветал обычай похорон в скальных пещерах – аналогичные традиции бытовали как минимум у большинства народов, что жили с евреями по соседству. Тем не менее, по мере становления в Израиле монотеизма, с веками такой способ погребения стал всё больше и больше ассоциироваться с язычеством, так что вскоре популяризовали похороны подземные. Сделано это было на основании буквального прочтения Книги Бытия, в которой заявляется, что Адаму предстоит «вернуться в землю», из которой он однажды вышел. Это обусловливало необходимость создания кладбищ, однако их количество объясняется другим фактором.

На протяжение истории похороны были для евреев важным общественным событием, в котором участвовала если не вся община, то значительная её часть. Как и у мусульман, у иудеев традиции велят хоронить умерших как можно скорее – желательно в тот же день. Считается, что мертвый человек – это всё равно, что голый, а потому заставлять его пребывать в подобном виде – проявление неуважения к нему, да и ко всем остальным. Отчасти именно поэтому с давних пор каждый еврейский квартал и каждая деревушка стремились иметь собственный погост, чтобы не было необходимости транспортировать мертвеца, что в Средние века могло занимать и несколько дней.

Еврейское кладбище, однако, отличается от христианского в том смысле, что при нём вовсе не обязательно будет синагога. Синагога – это всё-таки прежде всего «дом собраний», место для чтения Торы, а не храм, именно поэтому нет никакой нужды обустраивать её на самом кладбище. Безусловно, в исторических районах многих восточноевропейских городов можно обнаружить кладбища при синагогах, однако в настоящий момент они, скорее всего, будут являть собой некий мемориальный комплекс и туристическую достопримечательность, в лучшем случае – место паломничества. Другим объяснением этому является то, что наличие какого-либо надзора за кладбищем является насущной необходимостью: как можно было заметить, иудеи особенно заботятся о неизменности захоронений, а потому и любой вандализм воспринимается ими гораздо острее.

Раздельные похороны на еврейских кладбищах

Существует иудейская традиция, которая вот уже много лет делает проще жизнь для историков и археологов: заключается она в том, что каждый покойник обязан быть погребён в отдельной могиле. Буквально толкуя соответствующие пассажи из Талмуда, иудаизм диктует необходимость отделять мертвых расстоянием хотя бы в «6 тефахим», что равняется примерно 54 сантиметрам.

Примечательно, что европейские евреи сохраняли эту традицию даже тогда, когда на континенте бушевала эпидемия чумы, однако им пришлось проявить изобретательность, чтобы следовать ей в полной мере. Чтобы уместить на ограниченном кладбищенском пространстве всех жертв Черной Смерти, евреи хоронили их во много слоёв таким образом, чтобы между слоями были те самые 54 сантиметра. На тех старых еврейских кладбищах, что просуществовали до наших дней, можно и сейчас видеть часто расставленные могильные камни – это значит, что могилы расположены одна над другой.

Надгробия на еврейских кладбищах

Древние евреи использовали надгробия так же, как и большинство архаичных народов – в качестве утяжелителя поверх могилы, чтобы мертвый не восстал и не пошел творить зло. Таким образом, сам по себе обычай устанавливать надгробия уходит в далекое прошлое, однако своё нынешнее значение они обрели лишь впоследствии: начиная с какого-то момента, украшенные надгробия превратились в способ выразить почёт и уважение к ушедшему человеку.

Важно, что евреи, жившие в Европе, на протяжение многих сотен лет были вынуждены при создании надгробия лавировать меж двух огней: если надгробие будет недостаточно красивым, то это будет неуважение к покойному, если же оно будет украшено слишком роскошно, то это привлечет внимание соседей-христиан, которые могут счесть установившую подобное надгробие семью слишком зажиточной. Более того, помимо прагматических соображений были и религиозные традиции, которые диктовали скромность перед ликом вечности: ведь все умершие равны перед смертью, а значит большие траты на надгробие – вещь проблематичная и с богословской точки зрения. Тем не менее, начиная с 15 века европейские евреи активно перенимали у христиан различные традиции и обычаи – в том числе и способы украшения надгробий. Даже религиозный запрет на изображения людей действовал лишь до поры: если до 19 века на еврейских надгробиях были лишь геометрические и растительные орнаменты, то с 19 века и это ограничение уходит в прошлое.

Еврейское кладбище на Елеонской Горе

Елеонская гора занимает особое место как в иудейских погребальных традициях, так и в их богословии в целом. На этой горе располагается, как считается, самое старое из сохранившихся до наших дней кладбище последователей иудейской веры: некоторым захоронениям больше четырех с половиной тысяч лет! Суммарное же число могил на Елеонской горе равняется примерно ста пятидесяти тысячам. Согласно легендам, среди этих ста пятидесяти тысяч есть и библейские персонажи, в том числе и пророки. За прошедшие века на Елеонской горе возникли также и христианские святыни: например, Гефсиманский сад, в котором по преданию был арестован Иисус.

Но Елеонская гора значима для иудеев ещё и тем, какая роль уготована ей в будущем еврейского народа и всего мира. Дело в том, что именно на Елеонской горе должно состояться пришествие мессии (Машиаха), который восстановит Храм и создаст Царство Божие на Земле. Одним из важных элементов этого предания является то, что с приходом мессии будет связано и воскресение мертвых, и начинается это воскресенье там, куда прибудет Машиах, а значит те, кто погребен на Елеонской горе, восстанут первыми. Таким образом, погребение на этой горе – это большая удача и престиж. Не удивительно, что захоронения там ведутся до сих пор.

4 мая 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: