Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Гибель во время морского путешествия

Гибель во время морского путешествия

Гибель во время морского путешествия

Океан – стихия романтическая, величественная и грозная. Невозможно сосчитать, сколько книг, фильмов, мелодий и картин посвятило человечество морским просторам, бурям, ветрам и борьбе моряков с опасностями бескрайних вод. Развитие морского транспорта позволило человеку покорить не только моря, но и океаны, и сегодня морские путешествия из рискованной авантюры превратились в приятное времяпровождение. Однако, к сожалению, несмотря на все технические и научные достижения, несчастные случаи на море – явление все еще распространенное. Море все еще собирает свою кровавую дань с человечества, так много думающего о себе и своем прогрессе. Оно все еще живет по древнему закону, согласно которому с берега всегда уходило в открытый океан больше людей, чем возвращалось обратно.

К началу ХХI века общие правила действия экипажа после того, как умер человек на борту корабля, в целом определились для всей планеты, и различаются в зависимости от флага корабля и компании перевозчика лишь в некоторых деталях. Всемирная Организации Здравоохранения даже разработал рекомендации по судовой медицине для случаев смерти на борту. Международное руководство по судовой медицине объясняет корабельным медикам, как диагностировать, лечить и предупреждать болезни в плавании, а также что делать, если человек скончался на борту корабля. Этот документ является международным стандартом и им руководствуются моряки всех 187 стран, входящих в Международную организацию труда. Он должен быть на борту каждого большого корабля, выходящего в море.

Как определяют смерть на борту корабля

В указанном документе от ВОЗ описаны правила констатации смерти человека на борту корабля. Факт смерти подтверждается капитаном корабля или корабельным врачом в присутствии хотя бы двух посторонних человек. Чтобы помочь морякам, не имеющим медицинского образования, определить, является ли человек мертвым или же находится в критическом состоянии, в руководстве приведены ранние и поздние признаки смерти, а также ложные симптомы, которые можно за них принять. Например, одним из показателей остановки мозговой деятельности является отсутствие реакции зрачков на свет – однако то же может наблюдаться у людей, пострадавших от удара молнии. В то же время мертвенная бледность может быть вызвана не остановкой сердца и прекращением циркуляции крови, а сильным переохлаждением. Во всех случаях сомнения руководство по судовой медицине предписывает ждать появления поздних симптомов смерти: трупных пятен на теле, появления мути в роговице глаза, омертвения и окоченения мышц и откровенных признаков разложения тела.

Как изучают тело умершего

Когда специалист, имеющий на это право, подтверждает смерть человека, капитан корабля обязан немедленно начать расследование причин и обстоятельств гибели. Расследование включает в себя изучение трупа и документирование любых обнаруженных травм, ранений или признаков болезней (кожной сыпи, фурункулов и пр.), чтобы определить характер смерти умершего. При наличии подозрений на насильственный характер смерти или гибель в результате физических повреждений от несчастного случая, тело мертвого необходимо сохранить для его изучения специалистами на берегу, так что его убирают в мешок и помещают в корабельный холодильник или ванну со льдом.

Законы, как международные, так и российские, предписывают всех умерших в море доставлять на берег, в ближайший порт. Только в исключительных случаях допускается провести погребение в море: например, корабль находится далеко от порта, а сохранение трупа на борту чревато распространением инфекции. Чтобы подтвердить такую опасность, следует обратиться за медицинской консультацией к корабельному врачу или по радиосвязи к медэкспертам на суше и записать полученный ответ в рапорт. В ситуации, когда по каким-либо причинам не удается сразу установить личность умершего, рапорт также должен включать в себя все характерные детали облика мертвеца, чтобы по описанию можно было попытаться его опознать: начиная от цвета кожи и заканчивая состояние зубов, татуировками и шрамами.

В том случае, если обстоятельства смерти кажутся необычными или попросту неизвестны, капитан корабля действует по специальному своду правил. Во-первых, в таком случае международные нормы обязывают сохранить тело умершего для судебно-медицинского вскрытия – в противном случае, даже при рекомендации медиков предать его морю, правоохранительные органы могут заподозрить его в сокрытии преступления и завести уголовное дело. Во-вторых, от экипажа требуется провести тщательный осмотр тела и документацию не только обнаруженных травм и ранений, но также места смерти до и после того, как был убран труп. Повышенный интерес осматривающие должны проявить к наличию на трупе ранений от пуль или ножей, а также переломам и следам болезней. Если имеется возможность, тело следует делать отснять на фотопленку.

Как обращаются с телом покойного

Если тело покойного не требует по результатам расследования на борту субедно-медицинской экспертизы, которую могут провести только на берегу, для его доставки на берег Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует прибегнуть к следующей процедуре. Тело умершего необходимо вымыть и высушить, а после привести в достойное состояние, то есть расчесать волосы, распрямить конечности и перевязать лодыжки ног. После этого с помощью пинцета в прямую кишку нужно ввести большой кусок ваты, и дренировать мочевой пузырь катетером. Также ватой следует заполнить ротовую и носовую полости тела умершего.

Выполнив эти процедуры, команда корабля должна закрыть тело в специальный мешок, запас которых обязательно должен иметься на борту, и убрать его в корабельный холодильник, ледяную ванну или хотя бы помещение с хорошей вентиляцией.

Что делают с личными вещами умершего

Ответственным лицом за сохранение всего личного имущества умершего на борту корабля является капитан. После подтверждения факта смерти он обязан составить перечень всех предметов одежды, документов и прочего имущества покойника. Одежду следует снимать аккуратно, не разрезая и не разрывая ткань. Мокрые предметы необходимо высушить и упаковать в запечатанный полиэтиленовый пакет. Все эти действия следует провести в присутствии свидетелей, а по завершении процедуры – получить их подпись. После прибытия в ближайший порт собранные и сохранные таким образом вещи вместе с их полной описью передаются с борта корабля местным властям или полиции.

Морское погребение

Похороны в открытом океане – процедура. хорошо знакомая нам по приключенческой литературе, но сейчас в реальности применяемся лишь в исключительных случаях. К таковым относятся, например:

- экстремальная ситуация, при которой у экипажа корабля нет возможности доставить тело умершего на берег и при этом отсутствуют признаки криминала в смерти;

- сохранение трупа на борту чревато распространением заразы или несет в себе еще какую-либо опасность;

- такова была последняя воля умершего или на подобном виде погребения настаивают его родственники.

В этом случае начинают с того, что тело также подготавливают: конечности выпрямляют, волосы приводят в порядок, фиксируют челюсть в закрытом положении, а лодыжки сводят вместе и закрепляют. После этого его заворачивают тело в кусок парусины длиной и шириной около 4,5 метров, а завернув – зашивают. В случае, если на борту корабля парусины нет, ее могут заменить другим прочным материалом. При этом в парусине или ткани обязательно проделывают некоторое количество отверстий, чтобы сверток с телом не всплыл на поверхность, когда из разлагающегося мертвеца начнут выделяться газы – в противном случае погребенный может всплыть на поверхность воды. Старинная морская традиция также предписывала переодеть умершего в чистую одежду, однако сегодня этот момент остается на усмотрение совершающих похоронный ритуал.

После подготовки тело умершего, обернутое в погребальный саван, водружают на специальный помост, лежащий одним концом на козлах у борта, а вторым на фальшборте корабля. С помощью специальных брусков помост закрепляют таким образом, чтобы он мог наклониться в сторону моря, но не рухнул бы вслед за телом, когда-то станут сбрасывать за борт. После этого к помосту привязывают корабельный флаг, которым затем закрывают усопшего. Экипаж судна должен принять все усилия, чтобы по возможности обеспечить похороны в соответствии с его верой. Когда погребальный обряд соответствующей религии будет осуществлен в той или иной мере (хотя бы будет прочтена молитва), моряки, проводящие церемонию, по сигналу поднимают тот край помоста, что лежит на козлах, и тело умершего соскальзывает в воду.

Капитан корабля фиксирует точные координаты и время такого погребения, и сообщает о них компании, которой принадлежит судно, а также родственникам умершего или его представителям на берегу. По прибытии в порт, капитан вместе с личными вещами покойного передает местным властям также и флаг, которым накрывалось тело в момент похоронной церемонии – его затем получат родственники покойного.

Возвращение тела умершего в плавании на родину

В зависимости от того, был умерший во время плавания человек пассажиром на корабле или членом корабельного экипажа, различаются правила его доставки тела на родину. В первом случае возвращение будет осуществляться по законам страны, в порт которой корабль доставит тело, и силами дипломатической миссии страны, гражданином которой являлся покойный, при участии его страховой компании (если оформлен страховой полис) и заинтересованных в транспортировке лиц. Во втором случае – если умерший был моряком и частью команды – доставка домой его тела регламентируется подписанным им трудовым договором и правилами компании-судовладельца, а также законами той страны, под флагом которой корабль ходил.

Когда установленной причиной смерти оказывается несчастный случай, произошедший по вине экипажа или тех, кому принадлежит судно, родственники вправе требовать компенсации с компании-судовладельца.

Российское законодательство рассматривает все вышеописанные вопросы в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации. В частности, Кодекс устанавливает полную ответственность капитана корабля, на борту которого произошла смерть, за проведение похорон и за организацию доставки тела, для чего наделяет его соответствующими полномочиями.

21 января 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: