Городская ритуальная служба
Специализированная служба
История похоронного дела в современной России

История похоронного дела в современной России

История похоронного дела в современной России

Для понимания того, как похоронная индустрия современной России обрела привычный нам вид, полезно знать, каким было наследие, оставленное ей Советским Союзом и годами Перестройки.

Основным элементом похоронной инфраструктуры каждой европейской страны - кладбища (только лишь в последнее время и лишь в некоторых регионах схожую важность обретают крематории). В Советском Союзе вся похоронная инфраструктура, очевидно, принадлежала государству. На протяжение истории СССР кладбища то и дело переходили из ведения одних государственных органов в ведение других: госструктуры не имели средств для выполнения своих обязательств, а потому стремились переложить ответственность за кладбища друг на друга. Следует отметить, что кладбища в России и до СССР пребывали в плачевном состоянии, причем ровно по той же причине: никто не желал брать на себя ответственность за их благоустройство (исключение составляли немногочисленные аристократические некрополи). К концу ХХ века кладбища СССР за незначительными исключениями пребывали в разрухе: могилы зарастали бурьяном, местные жители разбирали ограды и памятники на стройматериалы.

Когда новое государство принялось переводить экономику на рыночные рельсы, в похоронной индустрии этот процесс оказался не доведен до конца: частные кладбища всю историю нашей страны были вне закона, там и остаются до сих пор. Примечательно, что местные органы власти как раньше, так и сегодня не желают заниматься благоустройством некрополей, а потому сегодня некоторые из них практикуют “сдачу в аренду” кладбищенской земли частным лицам, что в итоге приводит к тому, что в России де-факто в некотором роде существует некое подобие частных кладбищ, хотя по закону они существовать не могут. Также важно отметить и другой немаловажный факт: поначалу в СССР системы учета захоронений не было совсем, а под конец Союза эта система кое-как появилась, но работала очень плохо. Это привело к тому, что на момент коллапса СССР на его землях действовало несколько тысяч стихийно сформировавшихся погостов, не отмеченных на картах и в кадастровых планах. Они не только существуют, но и продолжают принимать новых покойных по сей день.

Большинство же тех кладбищ, что существуют легальным образом, номинально относятся к муниципалитетам, однако в кадастр их злонамеренно не включают и делают так, чтобы они не существовали как юридические объекты: делается это для того, чтобы местные власти не могли запросить средства на их развитие. В конечном итоге, это возвращает нас к проблеме учета и контроля захоронений: по состоянию на 2020 год в нашей стране все еще нет какого-либо национального ведомства или архива, которые отвечали бы за создание единой базы данных всех захоронений. Создание же подобной базы данных потребовало бы по меньшей мере вывести из тени тысячи юридически несуществующих погостов.

Касательно нетрадиционных методов погребения мы также не могли унаследовать от Советского Союза чего-то ценного: “огненные похороны”, как в СССР называли кремацию, пропагандировали много, но реальных усилий по созданию необходимой инфраструктуры было приложено мало. В конечном итоге на момент распада Союза на всей его территории было всего пять(!) крематориев. Сейчас, конечно, ситуация с ними куда лучше: в России уже есть более двадцати крематориев и строятся новые. Тем не менее, по доступности кремации наша страна идёт далеко от большинства развитых стран.

Храмы на кладбищах Москвы
Храмы на кладбищах Москвы

Первые похоронные бюро в современной России

В 1987 появилась правовая база для создания частных коммерческих компаний. Очень вскоре возникли и первые фирмы, взявшиеся за производство и торговлю ритуальными услугами и товарами. Поначалу они преимущественно использовали сформировавшуюся за годы советской власти систему кустарного производства: как таковой “индустрии” по производству и распространению ритуальных товаров и услуг у нас попросту не было, поэтому десятилетиями граждане занимались полуподпольно: кто-то мастерил гробы на дому, кто-то с молчаливого согласия коллег и начальства использовал ресурсы предприятия, где работал, чтобы создавать памятники, оградки и прочие похоронные атрибуты. Эта сеть кустарных производителей и стала основой зарождающейся рыночной модели.

Тем не менее, частникам было дано разрешение только на производство погребальных товаров и услуг: приобретать в собственность кладбищенскую землю им все еще было нельзя, создавать собственные морги и крематории - тоже. Сегодня создавать частные морги и крематории уже таки возможно, но это связано со значительными ограничениями и бюрократическими сложностями. По состоянию на 2020 год в РФ есть два частных крематория, а частные морги фактически могут выступать только в качестве “останкохранилищ”: некропсии и судебно-медицинские экспертизы им выполнять нельзя.

Юридические проблемы

Важно понимать также и то, что при переходе к новой экономической модели очень многие пункты похоронной законодательной базы были оставлены без каких-либо значительных изменений: не будет большим преувеличением сказать, что погребальная сфера уже в который раз получила очень низкий приоритет значимости в глазах законодателя, и потому законодатель решил, что если какие-то элементы похоронной сферы хоть как-то функционировали раньше, то ничего делать с ним и не нужно. Как итог, погребальное законодательство и по сей день имеет множество белых пятен, многие аспекты так и остаются без должного легального регулирования.

В некоторых регионах нашей страны эта законодательная неполнота привела к развитию сетей неформальных отношений между медицинскими учреждениями, полицией и похоронными бюро. В частности всем известно, что морги в РФ занимаются оказанием дополнительных платных услуг, а большинство ритуальных бюро имеют своих “агентов” в числе медработников и полицейских, что даёт им возможность оперативно получать информацию о смертях граждан и тут же завладевать контактными данными их родственников. Что важно: эти весьма проблемные с этической точки зрения отношения по большей части не запрещены текущим законодательством РФ, хотя в большинстве развитых стран подобные отношения однозначно находятся вне закона.

Еще один пункт, в котором хорошо проявляются пробелы в нашем правовой базе касательно похоронной сферы: в нашей стране всё ещё нет никакого государственного органа, которому были бы вверены надзор и контроль над похоронной деятельностью. Нет у нас и каких-то особых требований, которые предъявлялись бы к компании для того, чтобы она могла оказываться ритуальные услуги (таковые требования есть в большинстве стран Европы). В итоге складывается довольно сюрреалистическая ситуация: чтобы открыть, например, булочную или кофейню в России, необходимо пройти через ряд проверок и т.п., но при этом создать ритуальное агентство оказывается не в пример проще и бюрократических проблем по пути будет гораздо меньше. Конкретно в столице данная проблема в какой-то степени решается тем, что здесь существует особый статус “городская специализированная служба по вопросам похоронного дела”, однако в других регионах подобных инструментов, по большому счету, нет.

Итак, несмотря на то, что в ряде городов похоронная индустрия потихоньку выходит из своих “темных веков” - будь то с помощью совершенствования локальной легальной базы, будь то за счет развития инфраструктуры и бизнеса, на большей части территории страны ситуация так и остаётся плачевной. В настоящее время локальные органы власти и некоторые компании - например, Ritual.ru - осуществляют совместную работу по улучшению ситуации в похоронной сфере, но на уровне всей страны большинство проблем, унаследованных еще от СССР, остаётся и по сей день.

6 апреля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: