Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Китайская свадьба мертвецов

Китайская свадьба мертвецов

Китайская свадьба мертвецов

Посмертный брак – это когда на момент свадьбы один или оба из участников бракосочетания уже мертвы. Конечно, поскольку в нашей стране ни о чем подобном большинство людей не слышало, эта идея может поначалу прозвучать безумно, однако следует понимать, что семьи, организовавшие такие браки в далеком прошлом и организующие их сейчас прекрасно понимают экстраординарность происходящего. Посмертный брак – это мера вынужденная, и прибегают к ней в том случае, когда обычаи по тем или иным причинам требуют разрешить некий моральный или религиозный конфликт. Важно помнить, что брак – это союз в том числе и экономический, а также политический, так что если две семьи запланировали свадьбу с целью слияния своих капиталов (или объединения линий крови), то они могут оказаться заинтересованы в том, чтобы свадьба состоялась любой ценой – даже при безвременной кончине одного из сочетающихся. Например, в современном Китае даже сегодня все еще практикуется обряд «минхунь» (冥婚 mínghūn), т.н. «свадьба духов», в ходе которой сочетаются браком с мертвыми.

Как появился минхунь

Традиционная культура народов Китая в сплаве с этикой конфуцианства породила систему нравственных и религиозных ценностей, которая хоть и может казаться странной европейцам, является отнюдь не уникальной для региона и для земного шара в целом. В частности, наиболее архаичные традиции Китая диктуют, что не состоять в браке – это позор и бесчестие для всей семьи молодого человека. Но что еще хуже, так это то, что счастье и покой в загробной жизни, согласно китайским народным верованиям, так же невозможны вне брака: считается, что муж и жена путешествуют в царство смерти вместе, а оказавшись там, продолжают помогать друг другу в своей не-жизни. Китайские представления о посмертии значительно отличаются от европейских: в частности, китайцы предполагают, что загробный мир не сильно отличается от нашего в том смысле, что там тоже нужно строить дом, добывать пищу, сражаться с неприятелем и т.п., а во всех этих делах не преуспеть без помощи близких. Следовательно, без супруга(и) в загробном мире не обойтись, а значит если семья желает добра своим членам, то каждый из них должен быть в браке на момент смерти. Но что если человек умер молодым, так и не успев жениться? Эту проблему и призван решать минхунь: две семьи, имеющие молодых неженатых покойных, женят их друг на друге.

Прагматичный аспект минхунь состоит в том, что, например, живая невеста может найти себе мертвого жениха и усыновить ребенка – согласно китайским традициям, в этом случае считалось, что род обеих семей был продолжен – да, пусть и не идеальным образом, но лучше так, чем никак. Примечательно и то, как в практике призрачного брака воплощалось традиционное для китайского общества неравенство полов: женщина, вступившая в минхунь, обязывалась немедленно приступить к обязанностям снохи в доме супруга, а то время как у мужчин не было обязанности переехать в дом покойной невесты и делать там что бы то ни было.

Церемония минхунь выглядит как нечто среднее между свадьбой и погребением. Сперва семьи жениха и невесты обмениваются подарками, затем совершают ритуальные обряды над бамбуковыми фигурками, которые репрезентуют покойных жениха и невесту, а по окончании церемонии эти фигурки сжигают. Однако в прежние времена (сейчас это реже) мертвые невесты и женихи присутствовали на свадьбах минхунь «непосредственно»: их полуразложившиеся останки выкапывали, проводили над ними обряды, а затем хоронили вместе в одну могилу, чтобы они соединились и в загробной жизни и чтобы могли помогать друг другу в царстве духов.

Эта традиция – одна из наиболее древних в китайской культуре. АРхеологи то и дело обнаруживают могилы, которым много тысяч лет, и в которых соседствуют мужские и женские скелеты – в том числе детские. Согласно одной из распространенных версий, похороненные совместно совсем маленькие дети – это призрачные браки по расчету между знатными семьями.

Минхунь сегодня

Конечно, в наиболее развитых областях Китая, где люди уже давно отбросили древние суеверия, минхунь не практикуется, потому что люди перестали верить в те предпосылки, которые делали его необходимым. Тем не менее, регионы Китая очень сильно различаются как по уровню экономического развития, так и культурно, и разница между столицей и отдаленными сельскими местностями на юге может быть крайне большой в том числе и в качественном выражении. В настоящее время считается, что больше всего призрачных свадеб проводится в провинции Шаньси, однако в том или ином количестве свадьбы духов проводятся и в других регионах, просто в меньшем масштабе. Борьбу с практикой минхунь власти начали еще при правительстве Гоминьдана в 1940-х годах, а продолжали уже коммунисты. Тем не менее, полностью данная практика искоренена так и не была вплоть до сегодняшнего дня.

Тем не менее, следует признать, что в сохранении обычая минхунь отчасти виновны и те самые коммунистические власти, которые пытаются с ним бороться. В течение многих десятилетий в Китае действовала политика «одна семья – один ребенок», которая была необходима для борьбы с перенаселением. К сожалению, введение данной политики наложилось на традиционное для Китая пренебрежительное отношение к женщинам весьма опасным образом: поскольку ребенок может в семье только один, а женщины считаются бесполезными и неспособными зарабатывать и обеспечивать семью, многие семьи прерывают беременности, узнав, что у них родится девочка. Как следствие, на данный момент в Китае молодых мужчин гораздо больше, чем молодых женщин. Следовательно, мужчинам становится все труднее находить себе пару, и все больше мужчин умирают, так и найдя себе спутницу жизни. Как следствие, сердобольные родственники оказываются готовы платить огромные деньги за трупы потенциальных невест. Спрос в данном случае рождает предложение: когда умирает молодая девушка, её семья осознает, что в их руках оказывает ценный товар, которым нужно распорядиться соответствующе. Примечательно, что мертвые невесты стоят отнюдь не одинаково: стоимость их трупов будет зависеть от социального статуса семьи, от внешности, от пристойности ее поведения при жизни и т.д.

Впрочем, когда другой надежды уже нет и мертвому холостяку срочно нужна невеста, люди оказываются готовы приобретать любую невесту, любого возраста и любого происхождения. В этих случаях родители потенциального жениха порой бывают готовы заключить прижизненный договор с какой-нибудь пожилой женщиной, согласно которому после смерти она станет женой их покойного родича. Как правило, они взамен берутся содержать её до смерти – благодаря чему эти обещанные бабушки-невесты порой живут гораздо дольше, чем ожидали.

1 сентября 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: