История Москвы насчитывает по крайней мере 872 года, за которые она из небольшого поселения превратилась в один из самых густонаселенных городов мира и важнейший политический, экономический и культурный центр современной России. Белокаменная столица неоднократно подвергалась пожарам, разорениям и оккупации, переживала голод и массовые эпидемии инфекционных заболеваний, однако каждый раз город отстраивался заново, становясь еще богаче и краше. О ее бурном прошлом красочно свидетельствуют множество исторических сочинений, произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников, но мало кто задумывается о том, сколько старинных секретов могут поведать усопшие и их места последнего упокоения.
Старейшие кладбища в сердце Москвы
С христианством на Русь пришла традиция хоронить мертвецов на кладбищах, расположенных у приходских церквей и монастырей. Такие погосты существовали в Москве с момента ее основания, и долгое время являлись единственным видом захоронений. Однако значительное их число до наших дней не сохранилось: по мере того, как город разрастался и перестраивался, их уничтожали или переносили на другие кладбища, которые затем иногда постигала та же судьба. Древнейшим из обнаруженных на территории столицы погостов принято считать захоронения, раскопанные под Успенским собором: они относятся по меньшей мере к XII веку, и вероятно были произведены еще до того, как на этом месте был заложен каменный храм. Немногим моложе расположенная в стенах собора усыпальница. В 1326 вскоре после завершения строительных работ в ней был погребен vитрополит Петр, перенесший в Москву владимирскую митрополичью кафедру, став таким образом первым из 20 похороненных здесь митрополитов и патриархов Русской церкви.
Захоронение покойников в черте города представляло большую санитарную опасность не только для живущих в непосредственной близости с кладбищем горожан, но всего городского населения. После окончания эпидемии чумы 1770-1772гг., когда только в Москве погибло более 100 тысяч человек, по указу императрицы Екатерина II по всей стране было запрещено хоронить людей на городских погостах. Для этой цели за таможенной границей Златоглавой – Камер-Колежским валом – было построено несколько десятков новых некрополей и кладбищ, в том числе общегородских. В то время они считались загородными, однако 3 из них сегодня входят в состав территорий Центрального административного округа: Ваганьковское, Миусское и Калитниковское.
Ваганьковское кладбище
Одним из самых обширных и известных кладбищ в сердце Москве является Ваганьковское. Хотя фактически появилось оно еще в конце XVII века, официальной датой его основания считается 1771 год, когда эти территории стали использовать для погребения умерших от эпидемии чумы москвичей. Под Ваганьковское кладбище было изначально выделено 25,6 га, но уже в 1885 его площадь достигла 37,5 га, а к 1917 - почти 50 га. Вплоть до начала XX века оно не пользовалось большой популярностью: свой последний приют здесь преимущественно находили бедняки, крестьяне, небогатые горожане и отставные военные. Здесь захоронены жертвы холерной эпидемии 1830 года и Ходынской катастрофы 1896, рабочие-дружинники, погибшие в ходе Декабрьского восстания 1905 года, а в советское время– жертвы репрессий и погибшие в 1941 году защитники Москвы.
Современную репутацию «знаменитого» могильника Ваганьковское кладбище начало приобретать в конце XIX-начале XX вв., когда на его территории стали хоронить видных деятелей творчества. Со временем эта традиция закрепилась, и сейчас кладбище является популярным местом паломничества для всех, кто желает отдать последнюю дань выдающимся личностям прошлого. Вечный покой здесь нашли Марина Цветаева, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, актер Андрей Миронов и поэт Булат Окуджава.
Калитниковское кладбище
Калитниковское считается вторым по размерам кладбищем в центральной Москве, занимая площадь 19 гектар. Как и многие другие «чумные» погосты Калитниковский могильник долгое время имел не самую престижную репутацию: первыми покойниками, погребенными на его территории, были нищие, сельские жители, крестьяне, приехавшие в Москву на отхожий промысел, и мелкие лавочники. После того, как здесь сгорела деревянная Боголюбская церковь, на кладбище был построен каменный храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который затем в 1881 году был перестроен архитектором В.И. Веригиным.
Миусское кладбище
После завершения эпидемии чумы небольшое Миусское кладбище стало служить последним приютом для мещан, ремесленников и купцов из соседних Марьиной рощи и Бутырок. На средства местного купца и мецената И. Кожевникова на территории некрополя была построена церковь в стиле ампир, освященная в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии, где и по сей день проводятся богослужения.
Кладбище как объект культурного наследия
В 1524 году в честь взятия Смоленска великий князь Василий III распорядился начать строительство Новодевичьего-Богородице-Смоленского православного женского монастыря. На разбитом рядом погосте изначально производили погребения только послушниц и монахинь, но со временем здесь начали хоронить выходцев из дворянских и княжеских семейств: здесь, в частности, похоронены дочь Ивана Грозного, Анна, дочь Федора III царевна Софья Алексеевна и ее сестры, а также первая жена Петра I – Евдокия Лопухина. Эта традиция продолжается вплоть до XIX века, когда за Новодевичьим кладбищем окончательно не закрепляется репутация одного из самых престижных для погребения интеллигенции места.
После революции на месте Новодевичьего монастыря открыли музей, посвященный эпохе правления царевны Софьи, а некрополь закрыли, однако уже в 30-е гг. работники музея, опираясь на схемы и фотографии кладбища, приступили к его реставрации. С этого момента оно становится местом последнего упокоения для советской элиты: партийных работников, военачальников, деятелей искусства и науки. На него также переносили останки других знаменитостей, в том числе Н. Гоголя, С. Аксакова, И. Левитана и актрисы М. Ермоловой.
В 1991 году Новодевичий монастырь и прилегающий к нему некрополь вошел в список особо ценных объектов культурного наследия народов России, а в 2004 - в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: