Баба Яга является одним из древнейших персонажей славянского фольклора, который объединил в себе множество разных мифов, забытых обычаев и традиций народов Восточной Европы и не только. Образ вещей старухи-колдуньи в сказке может быть как отрицательным, так и положительным, но всегда тесно связан с потусторонним миром. В современном представлении она охраняет границу загробного мира, стоя одной ногой в мире живых (Явь), а другой, костяной – в мире мертвых (Навь).
В этом контексте этнографы обращают особое внимание на ее жилище – знаменитую избу на курьих ножках. Она изображается стоящей на ногах курицы и обращена лицевой стороной к лесу. Ее внутреннее помещение настолько мало, что Баба Яга лежит в ней «из угла в угол», а ее нос «врос в потолок». Когда герой входит в избу, ведьма не замечает его, пока не почувствует «русский дух». Важным атрибутом ее избы также является печь, где старуха жарит похищенных детей.
Откуда взялось такое своеобразное описание?
Гроб и домовина
В представлении древних людей могила являлась не просто местом хранения человеческих останков, но последним пристанищем покойного, его вечным жилищем в потустороннем мире. Чтобы облегчить переход души в мир мертвых, для усопшего на некотором удалении от села выстраивали маленький сруб с деревянным ложем внутри, куда приносили личные вещи и необходимые в загробной жизни предметы повседневного обихода. Здание было повернуто в противоположную от поселения сторону, крыльцом к лесу. Зачастую, особенно на болотистой местности с влажной почвой, такие избы ставились на сваи, с которых снимали кору, после чего окуривали их дымом, чтобы защитить дерево от гниения и насекомых-вредителей. Иногда в качестве свай использовали цельные высокие пни, и их корни по форме могли напоминать куриные лапки.
В большинстве из обнаруженных погребальных сооружений такого типа хранились кремированные останки от нескольких до нескольких десятков человек. Однако археологические раскопки на территориях проживания балтийских славян показывают, что захоронение трупом также практиковалось.
На западной стороне сруба делалось небольшое оконце, через которое, по поверью, душа могла общаться с живыми родственниками. В поминальные дни его использовали для того, чтобы передать усопшему дары: женщинам оставляли шерсть, нитки и кусочки тканей, а мужчинам - охотничьи и рыбацкие принадлежности. Приносили также посуду, пищу, украшения и деньги. Эти запасы в основном оставались неприкосновенными, но в тяжелое время они могли спасти семью от голода и других угроз.
Такую избу называли словом «домовина», производным от слова «дом». До сих пор этот термин сохраняется во многих славянских языках: в русском и украинском языках домовина является синонимом слову «гроб», а, например, в сербском значит «родина» или «отечество».
Конструкция домовины и намогильных сооружений
Большие срубы могли служить не только усыпальницей, но и убежищем для заблудившихся в лесу людей и охотников – в основном такое практиковалось в глухих северных лесах Восточной Европы и Сибри. В таких избах впоследствии иногда селились монахи в затворе, посвящая свою жизнь молитвам и соблюдению аскезы. Таким образом они «умирали» для мирского, приближаясь к богу.
Конструкция и размер домовин могли различаться. Иногда могила опускалась под землю, а над гробом устанавливалась дощатая крыша, а иногда сооружение было полностью опущено в землю и закрыто земляным курганом. У основания сруба в землю вбивали специальный столбец с двухскатной кровлей, напоминающий теремок или скворечник. На родственных захоронениях на коньке такого надгробия устанавливались небольшие столбики по количеству погребенных тел. Позднее конструкция упростилась и вместо целого сруба остался только намогильный столбик. Под влиянием христианства более поздние столбцы выполнялись в виде крестов под крышей и украшались иконками. Такие надгробия преимущественно отмечали могилы старообрядцев.
Деревянное ложе для покойного обычно вырезали из цельного ствола, а его дно выстилали стружкой, соломой и березовыми ветками. Листьями березы также набивали подушку для мертвеца. Зачастую гроб изготавливали задолго до смерти и хранили дома на чердаке. Чтобы мертвец не «притянул» к себе в загробный мир живого, гроб наполняли зерном, которое впоследствии использовали для посева.
Происхождение и распространение намогильных сооружений
Существуют разные предположения относительно происхождения традиции хоронить мертвецов в срубах, однако территориальное распространение погребальных конструкция такого типа склоняет этнографов к тому, что они в той или иной степени были позаимствованы у финно-угорских народов. Большинство сохранившихся намогильных домиков находятся на территории Русского Севера: Карелии, Архангельской области, республиках Коми и Марий Эл, а некоторые. Надгробные столбцы в форме закрытого крышей креста до сих пор устанавливаются в некоторых сообществах староверов.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: