Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Погребение маршала Жукова

Погребение маршала Жукова

Погребение маршала Жукова

Маршал Георгий Константинович Жуков хорошо известен любому жителю нашей страны как один из наиболее значимых командующих Красной Армии во время Второй мировой войны. Жуков, как и все военные деятели, своей профессией вынужденные ставить на карту жизни других людей, был фигурой неоднозначной и завёл себе немало врагов. Безотносительно того, насколько хорошо или плохо к нему относились его непосредственные подчиненные во время войны, в коллективной памяти большинства советских граждан Жуков был символом победы: в конце концов, он брал Берлин, он принимал капитуляцию Германии, он же принимал парад на Красной площади в 1945, он появлялся на телевидении и на фото в газетах в сопровождении тех иностранных маршалов и генералов, которые были символами победы для Великобритании, Франции и США.

Увы, получивший народное прозвище «маршал Победы», Жуков быстро оказался в опале: Сталин и другие партийные деятели не могли простить ему его популярности, становлению которой в своё время сами же и поспособствовали. Народная популярность Жукова в итоге стала для него клеймом: не помогло даже то, что он дважды принимал участие в спасении политической карьеры Хрущева – сперва при аресте Берии, а затем – при подавлении «антипартийной группы В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича и примкнувшего к ним Д. Шепилова». Опала продолжалась почти двадцать лет – до середины 1960-х годов. За это время Жуков сперва был смещен с важных военных постов на «ссылочные», а затем и вовсе лишен работы и членства в ЦК КПСС и отправлен в отставку. Наконец, уже при Брежневе Жуков ненадолго возвращается в публичную сферу: у Леонида Ильича была идея о более деятельном использовании темы Великой Отечественной войны в пропаганде и даже возрождении парадов победы, а потому фигура Жукова оказалась кстати. В 1969 году Жукову даже позволили издать мемуары о войне – «Воспоминания и размышления».

Как умер великий маршал

Безусловно, годы опалы и унижений не могли не отразиться на здоровье Жукова, и к своим семидесяти он страдал от множества заболеваний и, в частности, несколько инсультов. Насколько известно, «последней каплей» для него стала гибель его супруги – Галины Александровны. Его состояние начало стремительно ухудшаться, и полгода спустя он испытал инфаркт и оказался в коматозном состоянии. Когда лучшие врачи СССР опустили руки, политбюро уже начало продумывать похоронную церемонию. 18 июня 1974 года Георгий Константинович Жуков скончался в Центральной клинической больнице. Ему было 78 лет.

Известно, что в тот же день его дочь созванивалась с первыми лицами государства, включая Брежнева, и просила их учесть пожелания покойного быть погребенным в земле, как это было сделано с Будённым. Увы, несмотря на то, что Жуков многократно и заблаговременно высказывал свои пожелания касательно собственно погребения друзьям и родственникам, никаких письменных распоряжений он на этот счёт не оставил. Это стало формальным поводом проигнорировать его последнюю волю и захоронить так, как того желала партия.

Как отмечали его родственники много лет спустя уже в своих мемуарах, решение партии было им противно по ряду причин. Во-первых, таким образом Жуков лишался возможности быть погребённым рядом со своей женой (она полугодом ранее упокоилась на Новодевичьем кладбище). Во-вторых, прах Жукова в результате мог оказаться погребен в Кремлёвской стене рядом с прахом Льва Захаровича Мехлиса – одного из главных ответственных за кровавые репрессии в РККА накануне Второй мировой. Сам же по себе способ похорон, хоть и также был им неприятен, навряд ли мог рассматриваться как недостойный: в конце концов, именно через кремацию и последующее захоронение в Кремлёвской стене уже ранее нашли своё последнее пристанище другие знаменитые маршалы Великой Отечественной – Конев и Рокоссовский.

Как народ прощался с маршалом Жуковым

В первый раз тело Жукова в гробу было выставлено для прощания в день его смерти – 18 июня. Это происходило в Центральном Доме Советской Армии. В тот день там присутствовали преимущественно высокопоставленные военные и государственные чиновники, а также пресса. Пропускной режим был очень строгим, однако простых граждан также пускали для прощания – но в порядке живой очереди, которая растянулась на сотни метров.

В тот же день тело было доставлено в крематорий. Некоторое время собравшиеся ожидали приезда маршала авиации Руденко – оказалось, существовал мало кому известный обычай, согласно которому кремация маршала начиналась только по команде другого маршала. Кремация состоялась, после чего урна с прахом была доставлена снова в ЦДСА. 21 июня правительственная комиссия опубликовала в советских газетах следующее сообщение: «Урна с прахом Г.К. Жукова установлена в Краснознаменном зале Центрального Дома Советской Армии имени М.В. Фрунзе (площадь Коммуны, д. 2). Доступ в Краснознаменный зал ЦДСА открыт 21 июня с 9 до 11 часов.»

Сейчас это уже совсем не очевидно, однако для современников выбор места был явным сигналом: тела и прах высоких государственных деятелей государство выставляло в здании Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Решение дважды организовать прощание с телом Жукова в Центральном доме советской армии, как тогда сочли, многие, было мотивировано желание в очередной раз принизить его престиж – теперь уже посмертно. Как и в первый раз, на прощание с останками маршала пришло множество советских граждан.

Как шла процессия и проходило погребение

21 июня 1974 погребальную урну с останками Жукова водрузили на украшенный траурной флористикой орудийный лафет – так хоронили выдающихся военных деятелей ещё при царе, так же провожали в последний путь и других советских маршалов – например, Конева и Рокоссовского. В целом, траурная процессия для Жукова была уготована «стандартная», по которой до него хоронили уже великое множество военных и государственных деятелей. На Красной площади и по пути следования процессии собирался торжественный митинг, а с Мавзолея должны были вещать первые лица государства, однако для всех них мест обычно не хватало, так что рядом на время церемонии возводились специальные временные трибуны. На траурной церемонии Жукова главой похоронной комиссии был маршал Гречко. Гречко с трибуны зачитал речь о подвигах маршала – разумеется, при этом не были упомянуты десятилетия унижений, которым подвергла его советская власть после войны.

Около 13:00 часов урна с прахом была замурована в Кремлёвской стене. Некоторое время спустя там была установлена памятная табличка с его именем и годами жизни.

Как чтят память Георгия Константиновича

Являясь одним из самых известных деятелей советской эпохи как во время Советского Союза, так и после его распада, Жуков был удостоен весьма широкого увековечения своей памяти. Его имя носит один город, множество районов и мирокрайонов, 190 улиц, проспектов и площадей, десятки музеев, несколько военных учебных заведений – и всё это не считая необъятного количества памятников. Что примечательно, большая часть этих увековечений произошла уже после развала СССР: с 1990-х по нынешние годы в честь «маршала Победы» продолжают давать имена географическим и других объектам, а также продолжают возводить мемориалы в его честь.

21 сентября 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: