Много веков все христианские страны – и Россия в том числе – полагали, что похороны – это дело церкви и общины (или просто расширенной семьи, если речь шла о высшем сословии). Силами общины выполнялись все приготовления к погребению: кто умел – мастерил гроб, кто мог – копал яму, так и организовывали похороны – со всего мира по нитке. Задачей церкви было отвести часть принадлежавшей ей земли под захоронение и, разумеется, исполнить все последние обряды над телом покойного. Четкий регламент отсутствовал и в том, и в другом: в общине крайне редко был человек, постоянной работой которого было бы делать что-то, связанное с погребением, так что роли гробовщиков, копателей, носильщиков, наряжальщиков, плакальщиц и т.д. люди исполняли от случая к случаю, а у церквей не было никакого плана захоронений. Пожалуй, порядок был только в исполнении святых таинств и в проекции прижизненных социальных иерархий на погребение: дворян и духовенство хоронили под полом церкви или близко к её стенам, а бедняков закапывали в дальнем углу погоста. Могилы использовались повторно уже через 15-20 лет, как только покойники перегнивали. Таким образом на небольшом церковном кладбище могли образовываться десятки слоев захоронений.
Если же человеку случалось умереть зимой, то его тело до оттепели помещали в Божий Дом – попросту говоря, в трупохранилище. Организовывали их как попало – никаких регламентов, опять-таки, не существовало. Аналогичным образом обстояли дела с завещаниями: очень часто единственным грамотным человеком в общине был приходской священник, который своей рукой не только писал текст завещания, но сам же его и подписывал – при этом в большинстве случаев такому завещанию верили. Так обстояли дела с похоронным делом на Руси, а затем и в России на протяжение многих столетий – такое положение дел, по-видимому, долгое время устраивало большинство социальных слоёв.
Похоронные реформы в XVIII веке
Когда в XVIII веке Россия – подобно другим европейским державам – шла по пути быстрой абсолютизации государственной власти, эти процессы также стали затрагивать и вопросы погребения. Города стремительно росли, власти осознавали, что кладбища являются источниками болезней – а потому государство принялось запрещать похороны в центрах городов и велело четко определять границы погостов.
Когда к власти пришел Петр Великий, Российская империя впервые в своей истории произвела основательное урегулирование вопросов похоронного дела. Во-первых, появился запрет на изготовление гробов из дуба и сосны – эти породы дерева шли на нужды флота. Во-вторых, было велено производить похороны на третий день, а не в день смерти, как это было испокон веков. В-третьих, была создана Печальная комиссия, задачей которой была разработка порядка траурного шествия и регламента похорон для благородных – а в будущем этот регламент будет скопирован и другими социальными слоями.
Следующие императоры и императрицы продолжали усиливать государственный контроль над похоронной сферой. В частности, были предусмотрены уголовные кары за разграбление могил, произошла реорганизация кладбищ в крупных городах. Например, в Москве и Санкт-Петербурге многие кладбища были уже давно переполнены, и потому распространяли не только инфекции, но и смрад от разлагающейся плоти. Как и во многих других странах Европы, некоторые кладбища посреди городов были закрыты для новых захоронений, а некоторые – попросту засыпаны (именно их по сей день периодически откапывают строители, прокладывающие линии метро или фундаменты высотных зданий в мегаполисах).
Наконец, Екатерина Вторая приняла решение, согласно которому новые кладбища могли быть созданы только за чертой города. Важно понимать, однако, что во всем остальном они оставались все теми же средневековыми погостами при церквях: без генерального плана, без благоустройства, без многих других вещей, которые привычны нам сегодня. При этом ни семьи, ни крестьянские общины, ни церковь, ни государство – никто не был по закону обязан ухаживать за захоронениями. Разумеется, кто-то заботился о могилах своих родственников, если мог себе это позволить, но большая часть захоронений просто зарастала бурьяном. Исключениями были разве что семейные кладбища дворян.
Что также важно, на данном этапе развития похоронного дела в нём всё так же отсутствовала профессионализация деятельности: да, источники XVII века упоминают некие лавки, что торговали гробами – в то время как раньше гробы не изготовлялись заблаговременно на продажу: мастер делал гроб тогда, когда кто-то умер. Тем не менее, ни в XVII, ни в XVIII веке в России еще не было людей, которые сделали бы производство гробов и иных похоронных принадлежностей своим основным родом деятельности.
Похороны в XIX веке
Многие из последующих нормативно-правовых актов касательно кладбищенской деятельности просто переутверждали тот порядок, который уже был: в частности, раз за разом обновлялся запрет на создание частных кладбищ – что примечательно, ни на одном этапе существования России в ней не были разрешены частные кладбища, запрещены они и по сей день. Тем не менее, в течение 19 века был введен правовых норм, которые сегодня кажутся нам само собой разумеющимися, но которые были новшеством в своё время. Например, были установлены нормативы по расстоянию от кладбища до жилых домов, по глубине копки могил, попала под запрет распашка кладбищенских земель и их сельскохозяйственное использование.
В 1889 был принят Врачебный устав, который, наконец, постановил, что благоустройство кладбищ является ответственностью артелей могильщиков, однако на ухоженность кладбищ это в итоге не повлияло, и они так и оставались в жутком упадке. Любопытно и отношения, которые были установлены законом между артелями могильщиков и церковью: так, например, когда артель копала могилу, две трети платы за это клиент платил церкви, а не артели. Так или иначе, вплоть до крушения Российской империи в ней так и не возникло генеральных планов кладбищ, не было никакого официального деления на участки, списки погребенных никто не вёл, денежные потоки в похоронной сфере никем не контролировались.
Ритуальные услуги в Российской империи
В конце XIX века в Российской империи возникают первые похоронные бюро. Они, по существу, были весьма похожи на те, что известны нам сегодня, и единственным по-настоящему большим различием тут является наличие так называемых чинов погребения. Чины погребения – это регламент, согласно которому покойный должен был получать погребение в соответствие со своим сословием и рангом. Похороны по минимальному разряду обходились городскому жителю примерно в 40-45 рублей – при том, что средняя зарплата рабочего составляла около 30-40 рублей в месяц. Высшие же разряды погребения обходились в 900, 1000 и более рублей. Из сохранившихся источников мы знаем, что погребальные конторы конца XIX века предоставляли, помимо прочего, такие товары и услуги:
-
гробы из разных материалов;
-
катафалки, дроги на прокат;
-
вынос гроба из дома;
-
встреча у ворот;
-
общее или отдельное отпевание;
-
общая или отдельная литургия;
-
просфоры, вино, кресты, венки, ельник;
-
услуги певчих, факельщиков, читальщиков.
Поскольку погребение по высшему чину сулило агентствам сверхприбыль, конкуренция была крайне высокой и принимала гротескные, жуткие формы. В частности, доподлинно известно из старых газет, что регулярно происходили драки между похоронными агентами, пришедшими предлагать свои услуги к одной и той же богатой семье.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: