Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Придорожные кенотафы

Придорожные кенотафы

Придорожные кенотафы

Все автолюбители, которым хоть раз приходилось выезжать за пределы города, замечали установленные на обочинах проселочных дорог памятники: намогильные кресты, памятные таблички или одинокие венки, украшающие стволы деревьев и придорожные знаки. Каждый из них повествует о произошедшей на этом участке дороге трагедии и посвящен памяти жертвы или жертв случившейся автокатастрофы. Называются такого рода мемориалы придорожными кенотафами, по сути, представляя собой надгробия на символических могилах.

Хотя на постсоветском пространстве традиция сооружать вдоль дорог мемориалы жертвам ДТП появилась давно и сегодня широко распространена в большинстве стран бывшего СССР, у нее есть и немало противников. За последние десятилетия региональные и федеральные органы власти неоднократно выдвигали инициативы о запрете придорожных кенотафов. Почему?

Что такое придорожный кенотаф?

Кенотафом называют любой надгробный памятник без тела с гробом. Родные и близкие, потерявшие дорогого им человека в ДТП, устанавливают на месте аварии символический монумент в память о погибшем. Бытует заблуждение, что под придорожным мемориалом находится чья-то могила, однако это неверно. Захоронение тел в непредназначенных для этого местах, во-первых, противоречит федеральному законодательству, а, во-вторых, лишено смысла – рано или поздно могила будет обнаружена, а покойник перезахоронен на кладбище.

Установка придорожных кенотафов не разрешена законом, но и не противоречит ему, так как сам по себе такой памятник не является захоронением. Поэтому на обочинах ежегодно появляются десятки новых памятников: незамысловатые траурные венки, полноценные надгробия и обелиски, а иногда и самые причудливые композиции в виде сооружений из автомобильных шин, крестов с нанизанными на балку запчастями и гирлянд из CD-дисков. Разнообразие придорожных кенотафов давно интересует антропологов, которые усердно исследуют традиции символических мемориалов в разных регионах и отправляются в настоящие экспедиции, где они установлены.

Когда вдоль дорог стали ставить кенотафы?

В том или ином традиция придорожных кенотафов существует во многих странах по всему миру, но нигде не получила такого распространения как на территории Восточной Европы. Увидеть их можно не только на территории государств бывшего СССР, но и на греческих, румынских и польских дорогах. Но в то время, как заграницей памятники жертвам ДТП имеют довольно сдержанный и однообразный облик, в России они порой приобретают настолько диковинный вид, что напоминают не мемориал, а языческое капище.

Когда на постсоветском пространстве появился обычай устанавливать на обочинах автодорог кенотафы погибшим в автокатастрофах, с уверенностью сказать невозможно. Некоторые антропологи полагают, что уже в 1960-х в народном сознании существовало представление о таком явлении, приводя в пример фильм В.М. Шукшина «Живет такой парень» 1964 года. В одной из сцен картины товарищ главного героя рассказывает ему о трагической гибели их коллеги и демонстрирует поставленный у дороги памятник – обелиск, увенчанный звездой, где они останавливаются, чтобы отдать погибшему последнюю дань уважения. Наличие этого эпизода свидетельствуют о том, что идея придорожных мемориалов была уже хорошо знакома советской публике.

Со стремительным развитием автомобильной промышленности и ростом доступности автотранспорта придорожные кенотафы начали приобретать массовый характер. Сейчас встретить такой памятник можно почти на каждой автомобильной трассе, и большая их часть датируется началом 2000-х годов.

Почему кенотафы ставят на обочинах дорог?

По мнению ряда антропологов А.Д. Соколовой, А.Б.Юдкиной и этнографа Е.В. Сафронова, рост популярности придорожных мемориалов связан с идеологическим кризисом, начало которому положил развал СССР. После крушения идей коммунизма люди стали искать утешение в религии и мистицизме, обращаясь как к мировым конфессиям, - христианству, исламу и иудаизме, - так и к всевозможным сектам. Религиозные каноны нередко смешивались с суевериями и языческими поверьями, и, хотя сами священнослужители осуждали такую практику, вдоль дорог стали появляться кенотафы с крестами, полумесяцами или даже маленькими статуями Будды. Корнями этот обычай восходит к глубокой древности, когда распространена была вера в то, что душа мертвого остается в нашем мире или, как минимум, время от времени возвращается к месту своей смерти.

Распространению традиции способствует отсутствие какого-либо регулирования придорожных кенотафов и правил обустройства территорий загородных автомобильных трасс вообще. В городах действует Закон о благоустройстве, который напрямую запрещает несанкционированное возведение памятников в общественных местах: парках, детских площадках, придомовых и прилегающих к промышленным предприятиям территориях. Однако обочины автомобильных трасс по сути являются «ничейной землей». Это, в свою очередь, значит, во-первых, что за установку кенотафа рядом с дорогой невозможно никого наказать, а во-вторых, вандалы, уничтожающие или расхищающие эти мемориалы, никакой ответственности за свои поступки не понесут. С юридической точки зрения придорожных кенотафов не существует.

Следует также принять во внимание и тот факт, что придорожные кенотафы приобрели настолько массовый характер, что их изготовление было коммерциализированно ритуальным бизнесом. Многие похоронные службы предлагают возведение и оформление мемориалов на местах ДТП и автокатастроф как отдельную услугу. А если такую услугу можно приобрести в открытую, разве может она являться противозаконной?

Кому и чем мешают кенотафы?

У традиции возведения кенотафов на обочинах дорог существует немало противников с весьма весомыми доводами против такой практики. Многие ошибочно считают, что вид траурного венка или намогильного креста напомнит водителям об опасности ДТП на опасной участке и заставит снизить скорость, однако на деле это производит обратный эффект: яркие цветы или необычный дизайн памятника только отвлекает внимание водителя от дороги. Кроме того, некоторые автолюбители автоматически превышают скорость, пытаясь поскорее проехать место случившейся трагедии.

Следует учитывать и отношение как водителей автотранспорта, так и местного населения к надгробиям за пределами кладбища. Большинство людей предпочитает рассматривать надгробия на кладбищах в подходящее для них время, а не ежедневно и в принудительном порядке. Постоянное напоминание о смерти создает дискомфортную обстановку на дороге и нередко служит поводом для раздражения. А отрицательные эмоции – последнее, в чем нуждаются владельцы транспорта повышенной опасности.

Страдают от придорожных «кладбищ» и жители местных поселений. Ежегодные, - а иногда ежемесячные, - паломничества родственников жертв ДТП к месту аварий и громкие поминальные церемонии в непосредственной близости населенного пункта вынуждают его население мириться с регулярными похоронными речами, громкой музыкой и шумными застольями. А традиция водителей сигналить, проезжая мимо кенотафа, превращают периодическую нервотрепку в настоящую напасть.

30 июня 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: