Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Символы смерти в искусстве Европы

Символы смерти в искусстве Европы

Символы смерти в искусстве Европы

Загадка смерти – одна из центральных во всей человеческой истории. С тех пор, как человек осознал себя и свою смертность, он пытался познать, что за тайны скрывает в себе переход между бытием и небытием. Не имея возможности узнавать о смерти что-либо конкретное, люди выражали свои поиски, размышления и ощущения символически, запечатлевая эти символы в искусстве. С древности смерть является одной из центральных тем искусства, и почти всегда можно узнать произведения, созданные вокруг размышлений о смерти, какой бы культуре они не принадлежали – уж очень похожи символы смерти на всей планете. Однако европейская культура и здесь выделяется своей глубиной и разнообразием.

Череп

Хотя сам по себе череп и является очевидным знаком смерти, в европейской культуре его переосмыслению способствовало христианство. Изображение черепа не просто буквально указывало на чью-либо смерть, но и служило для зрителя напоминанием о всеобщей смертности, тленности и неустойчивости материальной жизни, в противовес жизни духовной и вечной. Часто череп помещали в основание горы, на которой располагался крест с распятым Христом – это было символическое изображение головы Адама, первого человека на Земле: так, с одной стороны, изображалось величайшее значение воскресения Иисуса Христа для всего человечества, а с другой, вновь подчеркивалось противостояние материального и духовного, человеческого и божественного. По преданию, кровь распятого Спасителя стекла с креста к черепу Адама, смыв с него грехи всего человечества.

Ангелы и всадники, которые забирают души

Как ни странно, со смертью порой связывали не только мрачные символы и образы. Например, до прихода в Европу Черной Смерти, эпидемии чумы, смерть частенько изображали в виде ангела. Таким образом указывалось на то, что смерть есть избавитель от мирских забот и освободитель души. Также смерть рисовали как всадников, пришедших за душами. Увы, эпидемия XIII-XIV веков почти стерла этот символизм из искусства, и светлый ангел смерти уступил место мрачному жнецу с косой, грубо и страшно собирающему свою жатву.

Скелет

Наиболее частый и простой символ смерти – скелет. Он встречается в Европе со времен античности, и трактуется всегда однозначно – смерть, исчезновение тела, буквальное живописание распада живого на части. Самое древнее на сегодняшний день изображение скелета как символа смерти найдено в Помпеях. Изображенный на фреске скелет держит в руках амфоры, а под ним находится изречение на латыни Carpe Diem – «наслаждайся моментом», которое стало афоризмом.

Триумф и пляска смерти

В уже упоминавшемся XIV веке, после прихода Черной Смерти, в европейском искусстве появляется и занимает большое место образ пляшущей смерти и смерти, празднующей триумф. Смерть в этих образах предстает всепобеждающей страшной силой, убивающей все живое и упивающейся своей мощью. Обычно «танцующую смерть» изображали в хороводе с представителями всех сословий, и высших и низших, чтобы подчеркнуть ее всевластие. Зритель такой картины вне зависимости от своего происхождения должен был задуматься об опасности смерти и ее близости – поэтому такой сюжет любили религиозные художники, а Церковь способствовала его распространению в скульптурах, иконах и даже проповедях.

Натюрморты мертвой природы

Свежие идеи в изображении смерти приносит Новое время. Частым мотивом натюрмортов XVI-XVII веков становятся различные предметы, символически или буквально связанные со смертью – черепа, умирающие цветы, гаснущие свечи и т.п. Даже такие обыденные вещи, как пустая посуда, начинают восприниматься символом смерти, а бабочки – символом мимолетности жизни. Картины, написанные в эту эпоху, порой устроены как назидательные поучения – в них символически рассказывается о том, что следует делать, чтобы прожить жизнь достойно, а чего следует избегать, если не хочется встретить смерть рано. Смерть в ряду этих символов получила множество изображений, но свою грозную и уникальную силу потеряла.

Кладбищенский романтизм

Конец XVIII знаменуется наступлением романтизма – направления в искусстве, стремящегося уйти от реальности в дальние края и мечты. Смерть в эту эпоху вновь начинает мыслиться как избавление, только уже не религиозное, а индивидуалистическое, позволяющее порвать все тягостные связи с миром и получить покой. Образы смерти оказываются тесно сплетены с кладбищем – местом, где люди свободны, где их уже ничто не тревожит и не волнует.

Картины бедствий и катастроф

ХХ век принес миру мировые войны, массовые катаклизмы и смерть в таких обличиях, какие еще не встречало человечество. Художники не могли не отразить это в своих работах, и ХХ век наполняется совершенно удивительными символами смерти. Пикассо, Дали и еще многие перенесли на свои полотна смерть в виде искаженных, ужасных и бесчеловечных образов. «Герника», одна из самых известный антивоенных картин, являет зрителю смерть в перекошенных и перемешанных фигурах людей.

26 ноября 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: