Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Свечи за упокой

Свечи за упокой

Свечи за упокой

Даже далекие от религии люди осведомлены о том, что у христиан - в том числе и православных – есть много традиций, связанных с зажжением свечей. Сама по себе практика возжигания свечей уходит корнями к обычаям первых христиан Римской империи. Конечно, можно считать, что свечи изначально играли сугубо утилитарную роль, освещая свои пещера и прочие места собраний, где они вынуждены были скрываться от посторонних глаз, однако известно, что уже на ранних этапах существования христианства свечи уже имели в том числе и символические функции.

Свечи в церкви

Христианские храмы у многих ассоциируются с полумраком, однако, как нетрудно догадаться, игры света и тени в данной религии имеют символическое значение. Вне зависимости от того, совершается ли богослужение ночью или при свете дня, обилие источников света призвано символизировать несотворённый свет Христа, без которого люди были бы вынуждены блуждать во тьме и средь бела дня. Эту символическую функцию отмечали уже богословы второго-третьего веков. Впоследствии, когда возникла необходимость систематизировать христианское вероучение для того, чтобы оно могло стать новой государственной религией Рима, перед богословами встала задача наделить значением любой канонизируемый элемент богослужения, элемент облика христианского храма, элемент повседневных практик, в которые вступают верующие, и т.п. Иными словами, каждый элемент должен был получить некое обоснование или быть вычеркнутым из официального канона. Свечи, как обязательный элемент многих ритуалов, также получили богословское обоснование своего существования.

Храмы на кладбищах Москвы
Храмы на кладбищах Москвы

В чем значение свечей в церкви?

Главным образом, христианские богословы сходились в том, что церковные свечи находят своё значение в отражении нерукотворного божественного света, а иногда в том, чтобы служить напоминанием о неопалимой купине, горящей, но не сгорающей, посредством которой Господь явился Моисею. Всякого рода манипуляции с источниками света впоследствии стали важной частью многих богослужений, хорошим примером чего может стать служба на Сретение, которая связана с созданием как можно большего количества света в храме. Также богословскому толкованию подверглись и составные части свечи: в частности, многие средневековые авторы видели в чистоте воска символ человеческой души, а постепенное сгорания свечи и испарение воска должны были напоминать верующим о неизбежности конца их телесного существования и перехода в иное качество бытия.

 

Обряды со свечами

Однако важно понимать, что наряду с другими источниками света свечи имели и дохристианское значение как в официальных языческих религиях, так и в мистических, колдовских практиках. Как следствие, с приходом христианства все эти практики никуда не исчезли окончательно, но были либо адаптированы христианством для собственных нужд, либо были сохранены обществом, оказавшимся в состоянии двоеверия, когда христианская жизнь человеком совмещалась со следованием древним языческим обрядам предков. От Португалии до Руси - всюду свечи использовались в магических и эзотерических обрядах: с их помощью гадали, защищались от сил зла, пытались делать отвороты и привороты, призывать существ из иных миров и духов мертвых и т.д. В некоторых регионах эти обычаи оставались массово распространены до начала ХХ века, а где-то, вероятно, они массово практикуются и сегодня.

В отдельную категорию следует отнести обряды, уже не унаследованные с языческих времен, а возникшие после прихода христианства на основе упрощения и выхолащивания изначальных смыслов. Например, в эту категорию относится весьма распространенный в нашей стране ритуал возжигания свеч «за здоровье» какого-то человека.

Заупокойные свечи – уникальный православный обряд

Хотя установка свечей – обычай, распространенный у большинства протестантов и всех католиков в той же степени, что и у православных, идея установки свечей за упокой - это сугубо православная традиция. Безусловно, в католицизме и некоторых формах протестантизма существует традиция молитвы за покойных, однако зажжение «заупокойных» свечей при этом не подразумевается. Более того, слегка различаются и сами традиции установки зажженных свечей. В то время как в большинстве иных церквей верующие вправе ставить свечи перед любой иконой, в православной традиции для этого главным образом предназначаются прямоугольные столики-подсвечники, стоящие перед распятиями, – их называют «кануны». Однако важно понимать, что установка свечей перед иконами, безусловно, также разрешена в православных храмах, однако большинство предпочитает пользоваться канунами.

Следует отметить, что зажжение свечей за упокой в православной традиции не является заменителем молитвы за усопшего и в принципе альтернативой какого-либо акта веры, но напротив, является частью некоего большого процесса, который внешне выражается в определенных действиях (вход в храм, пожертвование, зажжение свечи и т.п.), а внутренне – в определенных мыслях, обращенных к Богу. Само по себе зажжение свечи, в отрыве от правильных мыслей и общего умонастроения, с точки зрения православия ничего не значит.

Этим в том числе обосновывается тот факт, что издревле действовал запрет на установку заупокойных свечей за самоубийц, некрещенных людей или за тех, кто при жизни отрекся от веры или просто не жил праведно. В этом смысле речь идёт не о какой-то отдельной норме, касающейся именно свечей, а о том, что в христианстве в принципе не принято поминать тех, кого церковь не считает частью сообщества верующих, или тех, кто был из него исключен за какие-то прегрешения. Тем не менее, в последние годы во всех церквях, включая православную, этот запрет ослабевает, так что есть основания полагать, что в какой-то момент постановка заупокойных свечей и молитва за нехристиан может стать возможной в христианском храме.

27 апреля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: