Начиная с восемнадцатого века во всех европейских странах начался перенос некрополей за городскую черту. Иногда при этом покойных эксгумировали и хоронили на новом некрополе, но нередко кладбища просто сравнивали с землей и превращали в парки или даже возводили здания поверх. Это было связано с появлением законодательств, предусматривавших определенные санитарные нормы: по результатам нескольких ужасных эпидемий стало ясно, что мертвецы и кладбища напрямую связаны с распространением заразных заболеваний, а потому их решено было изолировать от жилых кварталов - и заборами, и расстояниями. Нашу страну эти процессы, разумеется, не миновали: в течение ХХ века в Москве уничтожили много некрополей, находившихся в черте города. Наш материал будет посвящен некоторым из них.
Дорогомиловское кладбище
Начнем с самого знаменитого из исчезнувших московских кладбищ – Дорогомиловского. Оно в свое время располагалось вдоль набережной имени Тараса Шевченко. Примечательно, что изначально (в 1771 году) Дорогомиловское кладбище создали именно для того, чтобы перенести захоронения из черты города, но затем Москва разрослась, и вскоре Дорогомиловское кладбище было ею поглощено. Наконец, к концу 1940-х годов власти города сочли Дорогомиловское помехой для развития транспортной системы района, так что в 1948 кладбище было ликвидировано, а заодно демонтировали и располагавшуюся здесь Елизаветинскую церковь. После того, как в девяностых годах в этом районе случилась очередная масштабная перепланировка, место, где раньше стояло Дорогомиловское кладбище, теперь занимают элитные жилые дома и офисные центры.
Филёвское кладбище
В шаговой доступности от Дорогомиловского кладбища, там, где сегодня располагается улица 1812 года, в своё время было еще одно известное, а впоследствии уничтоженное кладбище – Филевское. Сто лет тому назад Филевское кладбище еще считалось деревенским, поскольку на тот момент Москва до тех мест еще не доросла. Филевское кладбище уничтожили в 1950-х годах, чтобы на его месте построить здание Гохрана.
Мазиловское кладбище
Поблизости от Филевского кладбища некогда размещалось еще одно - Мазиловское. Сейчас на его месте стоит район «Фили-Давыдково». Мазиловское кладбище располагалось на берегу несуществующей ныне реки Фильки (эту реку, как и многие в Москве, впоследствии заперли в подземном трубопроводе), растянувшись вдоль нынешней Малой Филевской улицы до участка, где сегодня располагается вход на станцию метро «Пионерская». В 1962 городские власти взялись за перестройку района (в частности, планировалась массовая жилая застройка), так что Мазиловский некрополь оказался уничтожен.
Братское кладбище
В отличие от многих других, в том числе вышеперечисленных, Братское кладбище было уничтожено всего через 17 лет после открытия. В 1915 его основали для того, чтобы хоронить солдат, умерших на фронтах Первой мировой, восемь лет спустя закрыли, а в 1932 новая власть приняла решение о ликвидации. Кладбище снесли, а на его бывшей территории разбили Чапаевский парк (современное название – парк Авиаторов). Примечательно, что совсем неподалеку от Братского кладбища в свое время располагался еще один военный некрополь, который назывался «Арбатец». Он также был уничтожен во время застройки района – но это случилось уже в 1960-х годах.
Лазаревское кладбище
Неподалеку от станции метро Марьина роща сейчас находится парк “Фестивальный”, однако на протяжение нескольких столетий на этом месте существовало Лазаревское кладбище. Заложено оно было еще в 1657, причем поначалу оно играло роль некрополя для самых малоимущих. В 1771, во время чумы, Лазаревское кладбище приняло множество жертв эпидемии. По сумме различных причин в девятнадцатом веке статус Лазаревского резко изменился: из погоста для самых бедных оно за несколько десятилетий превратилось в аристократический некрополь, где хоронили только знать и купечество. Вскоре после образования СССР Лазаревское кладбище закрыли, и от отсутствия ухода оно вскоре пришло в запустение. В 1932 территорию кладбища было решено реорганизовать под парк. В результате часть могил была эксгумирована, и останки были перезахоронены, но значительная часть могил все же была просто уничтожена.
Кладбище при Симоновском монастыре
В далеком XIV веке в Даниловском районе Москвы был создан Симоновский монастырь, который существует по сей день. При этом монастыре, как водится, был собственный некрополь, где хоронили преимущественно иноков, однако не только их. В 1930-х новое руководство страны, решая судьбу религиозных сооружений, распорядилось, что Симоновский монастырь должен считать культурной ценностью и сохраниться, но кладбище при нем решили уничтожить. Сегодня там, где некогда располагался этот погост, находится дворец культуры ЗИЛ и еще несколько менее примечательных построек. После недавней реконструкции территории завода это здание сейчас называется «Культурный центр ЗИЛ». Этот культурный центр в прямом смысле стоит на костях: далеко не все мертвецы с погоста Симоновского монастыря были перезахоронены.
Некрополь на Преображенском валу
При Никольском монастыре в течение пятидесяти с лишним лет существовало кладбище, однако погребения на нем прекратились, когда в 1920-х большевики закрыли монастырь и создали там общежитие для сотрудников завода «Радио». В 1931 новые санитарные нормативы предписывали ликвидацию кладбищ вблизи жилых построек, а значит погост необходимо было снести. Эта ликвидация, однако, была гораздо менее варварской, чем в большинстве подобных случаев: тела эксгумировали и перезахоронили в загородном некрополе.
Семёновское кладбище
Семеновское кладбище было еще одним, которое изначально создавали с целью ликвидировать последствия чумы 1771 года. В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков Семеновское кладбище славилось в первую очередь своими обширными воинскими секциями, где погребали солдат, павших в многочисленных войнах. В 1935 Семеновский некрополь был частично уничтожен при строительстве завода «Салют», а в 1966 были ликвидированы его остатки – новые власти города проложили на этом месте трамвайные пути.
Кожуховское кладбище и Холерное кладбище
Кожуховское и Холерное кладбища находились очень близко друг к другу, так как в восемнадцатом-девятнадцатом веках было обычным делом устраивать поблизости нормальные кладбища и их эпидемические «дублеры», где хоронили только жертв опасных инфекционных заболеваний. Кожуховское кладбище основали в 1771, а Холерное построили в 1817. Оба были уничтожены при советской власти. В настоящее время на их бывшей территории находится «Мостелефонстрой» и другие промышленные постройки.
Бирюлёвское кладбище
Бирюлёвское кладбище первоначально создали при храме Святителя Николая Чудотворца. Кладбище и храм до поры не трогали, и оно просуществовало до 1978 года. В 1978 власти решили создать на этом месте сквер и распорядились о ликвидации кладбища. Сперва хотели заодно уничтожить и храм, однако в итоге ему присвоили культурно-историческую значимость, сохранили и отреставрировали.
Дегунинское кладбище
Дегунинское кладбище примечательно тем, что указа о его ликвидации никогда не было: его просто понемногу «съедали» стройки, что шли вокруг него в ходе многочисленных перепланировок района. Сначала Дегунинское кладбище потеснил МНТК «Микрохирургия глаза», потом его использовали как «бесхозное» пространство местные строители и вывозили сюда мусор. Впоследствии на этом месте разбили сквер.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: