Черная металлургия, то есть обработка железа, на территориях, входящих в состав современной Российской Федерации, появилась в конце первого тысячелетия до нашей эры. В 900-800 годах до н.э. освоение железа завершилось в Северном Причерноморье, на Кавказе и южно-таежной части Волго-Камского бассейна, в 800–700 годах до н.э. – в лесостепных и лесных зонах Восточно-Европейской долины, а в 400–300 гг. до н.э. железный век пришел в Юго-Западную Сибирь. Новые технологии коренным образом поменяли традиционный образ жизни древних народов: набрали силу земледельческие культуры, стали быстро развиваться ремесла и строительное дело, установились новые торговые связи, получила разнообразие социальная организация. Заглянуть в прошлое и увидеть, как трансформировались быт и культура некогда населявших Россию людей, помогают нам сегодня умершие и их захоронения.
Центральная Россия и Поволжье как родина древних финно-угорских культур
Финно-угорские племена, которые в VI – конце V тысячелетия до н.э. отделились от прауральской общности и затем медленно мигрировали на запад, заселили территорию лесной и лесостепной зон Восточной Европы задолго до древних славян. Финно-уграм принадлежат ананьинская и дьяковская культуры, просуществовавшие здесь почти тысячу лет.
Ананьинская культура, получившая свое название по первому обнаруженному могильнику у села Ананьино (Татарстан), существовала на территории Среднего Поволжья и бассейне реки Камы с IX до III вв. до н.э. Для нее характерны крупные бескурганные захоронения с большим количеством погребений, расположенные на побережьях крупных рек. Могилы имели прямоугольную или овальную форму, мертвец укладывался на спину головой или ногами к воде. Ранние могильники отмечены стоящими в стороне каменными стелами с изображением умерших воинов и боевого оружия, но к VI–V вв. до н.э. стелы начали устанавливать прямо на могилы. В составе погребального инвентаря с мужчинами закапывали бронзовые и железные инструменты, оружие и украшения, иногда подкладывая мясо коня в качестве напутственной пищи. В женских могилах находят бронзовые и золотые браслеты, гривны, перстни и зеркала.
Дьяковская культура (VIII век до н.э.– VII век н.э.) располагалась в междуречье рек Волги и Оки. Ранние носители этой культуры закапывали трупы в землю, пока кости не очистятся от мяса, затем собирали и сжигали их на погребальном костре. После кремации прах помещали в берестяной сосуд или тканевой мешок и снова хоронили. Такие могилы находились практически на поверхности, едва присыпанные землей, и быстро разрушались, что вместе с отсутствием погребального инвентаря долгое время мешало археологам их обнаружить.
К позднему периоду (V–VII вв. н.э.) дьяковской культуры относятся знаменитые «домики мертвых» – бревенчатые полуземлянки размером 5 на 4 метра с двускатной крышей, служившие своеобразной родовой усыпальницей. Археологам удалось обнаружить и исследовать только два таких памятника: один в городище Березняки в Ярославской области, другой у Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области. Внутри были найдены кремированные останки нескольких десятков человек, при этом в нескольких случаях прах был помещен в сосуды. Вместе с покойниками находились осколки керамических горшков, бронзовые украшения и характерные глиняные «грузики», орнаментированные точечным узором, чье предназначение установить не удалось.
В VIII веке н.э. остатки дьяковцев ассимилируют мигрировавшие с юго-запада древнеславянские племена вятичей и кривичей, которые затем станут основой для Древнерусского государства.
Северное Причерноморье и Кавказ в эпоху Железного века
Начало железного века на территории Закавказья совпало со вторжением сюда кочевых племен киммерийцев. Они населяли причерноморские степи от Дона до Дуная с IX до VII вв. до н.э., пока их не сменила скифская цивилизация. Большая часть киммерийских захоронений производилась в уже существовавшие курганы бронзового века. Могильные ямы были преимущественно неглубокими, овальной или прямоугольной формы, в стенах могли быть сделаны искусственные уступы или ниши. В них часто встречаются примитивные деревянные срубы или перекрытия, которые изнутри обрабатывались красной глиной. Захоронения отмечались надмогильными каменными плитами, изображающими умерших и их оружие.
Инвентарь киммерийских захоронений включал в себя несколько боевых орудий (как правило железного меча или кинжала, булавы, топорика или молотка), кубки и кубкообразные сосуды, предметы конской упряжи и украшения. Вещи располагались за спиной покойника. Зачастую в могилах также находят бараньи кости.
В VII веке до н.э. скифы вытесняют киммерийцев в Малую Азию и начинают расселяться по обширным территориям от северного побережья Черного моря до Алтайских гор. Вплоть до V века до н.э. они жили кочевым скотоводством, но под влиянием изменяющихся экологических условий, взаимодействия с древнегреческими колониями и общественного расслоения начали переходить к земледелию. Именно к IV-III вв. до н.э. относятся большинство из обнаруженных археологами скифских захоронений. Они преимущественно представлены курганами, в которых встречаются как простые прямоугольные могилы, так и целые деревянные катакомбы. Умершего опускали спиной на подстилку из травы, коры или шкуры, под голову иногда клали травяную подушечку или деревянную подставку. В могилу затем помещали металлическое оружие, доспехи и элементы упряжи, иногда труп верхового коня, принадлежавшего покойнику, и украшения – если хоронилась женщина. Примечательно, что чуть менее трети из исследованных захоронений составляют могилы женщин-амазонок.
Особой роскошью отличаются царские курганы скифов, расположенные в низовьях Днепра. Высота их насыпей достигает 20 метров, а диаметр – до ста. Внутри вырыты глубокие шахты с несколькими камерами, соединенными с входной ямой длинными (до 10м) коридорами. Вместе с мертвыми царями, облаченными в дорогую расшитую золотыми пластинами одежду, в них хоронили умерщвленных жен, слуг или рабов, а также коней и ухаживавших за ними конюхов. Внутри гробницы также помещался богатый погребальный инвентарь с золотыми украшениями, ритуальными сосудами из драгоценных металлов, луки со стрелами в золотых футлярах, амфоры с вином и целые повозки.
Курганные захоронения остаются господствующей формой погребения и у завоевавших Скифское царство в III веке до н.э. сарматских племен. Ранним сарматам также присущи катакомбно-подбойные захоронения (имеющие отделенную от входной ямы нишу для останков), позднее стали появляться квадратные могилы с диагональным трупоположением. Схож и состав погребального инвентаря. После вторжения в Скифию растет число индивидуальных захоронений, в насыпях появляются следы заупокойного пира или тризны. Все чаще в могилах встречаются защитные доспехи и железные стрелы.
Как погребали в древности в Южной Сибири
Переход от бронзы к железу на территориях Южной Сибири отразила тагарская культура (VII - III вв. до н.э.), захоронения которой являются одними из немногочисленных ее следов. Ранние захоронения по большей части представлены одиночными или парными, которые сверху закрывала небольшая насыпь и четырехугольная оградка из каменных плит. По мере развития тагарцы оставляют частные захоронения только представителям знати, и начинают хоронить своих мертвецов в больших коллективных погребениях, число трупов в которых могло доходить до нескольких сотен.
Особого внимания заслуживает Большой Салбыкский царский курган IV века до н.э., найденный неподалеку от города Абакан. Насыпь из земли, глины и дерна имела пирамидальную форму и высотой достигала 25 метров. Квадратная каменная ограда вокруг насыпи была сооружена из массивных плит размером 2х5 м. врытых горизонтально и вертикально по очереди. Останки пожилого знатного мужчины были помещены в деревянный сруб в квадратной могильной яме, сверху который был построен деревянный склеп в форме усеченной пирамиды. От ямы к западной стороне кургана вел коридор-дромос. Внутри захоронения также находились тела 10 человек, вероятно, являвшихся слугами или рабами умершего.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: