Древнейшие захоронения на территории России
Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Древнейшие захоронения на территории России

Древнейшие захоронения на территории России

Древнейшие захоронения на территории России

Черная металлургия, то есть обработка железа, на территориях, входящих в состав современной Российской Федерации, появилась в конце первого тысячелетия до нашей эры. В 900-800 годах до н.э. освоение железа завершилось в Северном Причерноморье, на Кавказе и южно-таежной части Волго-Камского бассейна, в 800–700 годах до н.э. – в лесостепных и лесных зонах Восточно-Европейской долины, а в 400–300 гг. до н.э. железный век пришел в Юго-Западную Сибирь. Новые технологии коренным образом поменяли традиционный образ жизни древних народов: набрали силу земледельческие культуры, стали быстро развиваться ремесла и строительное дело, установились новые торговые связи, получила разнообразие социальная организация. Заглянуть в прошлое и увидеть, как трансформировались быт и культура некогда населявших Россию людей, помогают нам сегодня умершие и их захоронения.

Центральная Россия и Поволжье как родина древних финно-угорских культур

Финно-угорские племена, которые в VI – конце V тысячелетия до н.э. отделились от прауральской общности и затем медленно мигрировали на запад, заселили территорию лесной и лесостепной зон Восточной Европы задолго до древних славян. Финно-уграм принадлежат ананьинская и дьяковская культуры, просуществовавшие здесь почти тысячу лет.

Ананьинская культура, получившая свое название по первому обнаруженному могильнику у села Ананьино (Татарстан), существовала на территории Среднего Поволжья и бассейне реки Камы с IX до III вв. до н.э. Для нее характерны крупные бескурганные захоронения с большим количеством погребений, расположенные на побережьях крупных рек. Могилы имели прямоугольную или овальную форму, мертвец укладывался на спину головой или ногами к воде. Ранние могильники отмечены стоящими в стороне каменными стелами с изображением умерших воинов и боевого оружия, но к VI–V вв. до н.э. стелы начали устанавливать прямо на могилы. В составе погребального инвентаря с мужчинами закапывали бронзовые и железные инструменты, оружие и украшения, иногда подкладывая мясо коня в качестве напутственной пищи. В женских могилах находят бронзовые и золотые браслеты, гривны, перстни и зеркала.

Дьяковская культура (VIII век до н.э.– VII век н.э.) располагалась в междуречье рек Волги и Оки. Ранние носители этой культуры закапывали трупы в землю, пока кости не очистятся от мяса, затем собирали и сжигали их на погребальном костре. После кремации прах помещали в берестяной сосуд или тканевой мешок и снова хоронили. Такие могилы находились практически на поверхности, едва присыпанные землей, и быстро разрушались, что вместе с отсутствием погребального инвентаря долгое время мешало археологам их обнаружить.

К позднему периоду (V–VII вв. н.э.) дьяковской культуры относятся знаменитые «домики мертвых» – бревенчатые полуземлянки размером 5 на 4 метра с двускатной крышей, служившие своеобразной родовой усыпальницей. Археологам удалось обнаружить и исследовать только два таких памятника: один в городище Березняки в Ярославской области, другой у Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области. Внутри были найдены кремированные останки нескольких десятков человек, при этом в нескольких случаях прах был помещен в сосуды. Вместе с покойниками находились осколки керамических горшков, бронзовые украшения и характерные глиняные «грузики», орнаментированные точечным узором, чье предназначение установить не удалось.

В VIII веке н.э. остатки дьяковцев ассимилируют мигрировавшие с юго-запада древнеславянские племена вятичей и кривичей, которые затем станут основой для Древнерусского государства.

Северное Причерноморье и Кавказ в эпоху Железного века

Начало железного века на территории Закавказья совпало со вторжением сюда кочевых племен киммерийцев. Они населяли причерноморские степи от Дона до Дуная с IX до VII вв. до н.э., пока их не сменила скифская цивилизация. Большая часть киммерийских захоронений производилась в уже существовавшие курганы бронзового века. Могильные ямы были преимущественно неглубокими, овальной или прямоугольной формы, в стенах могли быть сделаны искусственные уступы или ниши. В них часто встречаются примитивные деревянные срубы или перекрытия, которые изнутри обрабатывались красной глиной. Захоронения отмечались надмогильными каменными плитами, изображающими умерших и их оружие.

Инвентарь киммерийских захоронений включал в себя несколько боевых орудий (как правило железного меча или кинжала, булавы, топорика или молотка), кубки и кубкообразные сосуды, предметы конской упряжи и украшения. Вещи располагались за спиной покойника. Зачастую в могилах также находят бараньи кости.

В VII веке до н.э. скифы вытесняют киммерийцев в Малую Азию и начинают расселяться по обширным территориям от северного побережья Черного моря до Алтайских гор. Вплоть до V века до н.э. они жили кочевым скотоводством, но под влиянием изменяющихся экологических условий, взаимодействия с древнегреческими колониями и общественного расслоения начали переходить к земледелию. Именно к IV-III вв. до н.э. относятся большинство из обнаруженных археологами скифских захоронений. Они преимущественно представлены курганами, в которых встречаются как простые прямоугольные могилы, так и целые деревянные катакомбы. Умершего опускали спиной на подстилку из травы, коры или шкуры, под голову иногда клали травяную подушечку или деревянную подставку. В могилу затем помещали металлическое оружие, доспехи и элементы упряжи, иногда труп верхового коня, принадлежавшего покойнику, и украшения – если хоронилась женщина. Примечательно, что чуть менее трети из исследованных захоронений составляют могилы женщин-амазонок.

Особой роскошью отличаются царские курганы скифов, расположенные в низовьях Днепра. Высота их насыпей достигает 20 метров, а диаметр – до ста. Внутри вырыты глубокие шахты с несколькими камерами, соединенными с входной ямой длинными (до 10м) коридорами. Вместе с мертвыми царями, облаченными в дорогую расшитую золотыми пластинами одежду, в них хоронили умерщвленных жен, слуг или рабов, а также коней и ухаживавших за ними конюхов. Внутри гробницы также помещался богатый погребальный инвентарь с золотыми украшениями, ритуальными сосудами из драгоценных металлов, луки со стрелами в золотых футлярах, амфоры с вином и целые повозки.

Курганные захоронения остаются господствующей формой погребения и у завоевавших Скифское царство в III веке до н.э. сарматских племен. Ранним сарматам также присущи катакомбно-подбойные захоронения (имеющие отделенную от входной ямы нишу для останков), позднее стали появляться квадратные могилы с диагональным трупоположением. Схож и состав погребального инвентаря. После вторжения в Скифию растет число индивидуальных захоронений, в насыпях появляются следы заупокойного пира или тризны. Все чаще в могилах встречаются защитные доспехи и железные стрелы.

Как погребали в древности в Южной Сибири

Переход от бронзы к железу на территориях Южной Сибири отразила тагарская культура (VII - III вв. до н.э.), захоронения которой являются одними из немногочисленных ее следов. Ранние захоронения по большей части представлены одиночными или парными, которые сверху закрывала небольшая насыпь и четырехугольная оградка из каменных плит. По мере развития тагарцы оставляют частные захоронения только представителям знати, и начинают хоронить своих мертвецов в больших коллективных погребениях, число трупов в которых могло доходить до нескольких сотен.

Особого внимания заслуживает Большой Салбыкский царский курган IV века до н.э., найденный неподалеку от города Абакан. Насыпь из земли, глины и дерна имела пирамидальную форму и высотой достигала 25 метров. Квадратная каменная ограда вокруг насыпи была сооружена из массивных плит размером 2х5 м. врытых горизонтально и вертикально по очереди. Останки пожилого знатного мужчины были помещены в деревянный сруб в квадратной могильной яме, сверху который был построен деревянный склеп в форме усеченной пирамиды. От ямы к западной стороне кургана вел коридор-дромос. Внутри захоронения также находились тела 10 человек, вероятно, являвшихся слугами или рабами умершего.

1 апреля 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Вам понравилась статья?