В XX веке научно-технический прогресс двинулся вперед семимильными шагами, стремительно меняя на ходу жизнь всего человечества. Мы добились того, о чем наши предки не могли и мечтать: человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Однако и плата за крупнейшие научные открытия и революционные технологии оказалась значительной. По мере развития и усложнения технических систем, увеличения объемов производства и роста количества потребляемой человечеством энергии, все больше становился риск возникновения невиданных до этого катастроф и аварий.
За последние полвека, начиная с конца 1970-х в мире произошли сотни техногенных катастроф, - крупных аварий на технических объектах, которые повлекли за собой массовые потери или даже экологические бедствия, - и сегодня они занимают третье место среди всех видов катастроф по числу погибших. Самые разрушительные из этих явлений наносят огромный урон как жизнедеятельности миллионов людей, так и всей окружающей среде, а их последствия могут ощущаться еще десятки и сотни лет.
Огромную важность для предотвращения губительных последствий техногенной катастрофы имеет оперативная мобилизация ресурсов: необходимо не только предотвратить разрастание чрезвычайной ситуации, но оказать медицинскую помощь раненным, эвакуировать пострадавших из зоны поражения и позаботиться о тех, кто так или иначе оказался затронут катастрофой. А когда самое худшее оказывается позади, приходит время копать могилы.
Бхопальская катастрофа: индийские братские могилы
Широко распространено мнение, что звание самой страшной техногенной катастрофы в человеческой истории принадлежит аварии на Чернобыльской АЭС. Хотя переоценить ее гуманитарные, социальные и экономические последствия невозможно, в действительности она скорее является самой известной. Немногие слышали об аварии, произошедшей двумя годами ранее на химзаводе в индийском городе Бхопал, однако ни «Чернобыль», ни любая другая предыдущая или последующая техногенная катастрофа не может сравниться с ней по количеству жертв.
Завод по производству пестицидов в Бхопале был построен в 70-е гг. и принадлежал американской химико-промышленной корпорации Union Carbide. Предполагалась, что часть химикатов для изготовления конечного продукта будет импортироваться с других предприятий, и по этой причине, когда в целях экономии средств руководство компании перенесло всю линию по производству в Бхопал, завод оказался совершенно не приспособленным к работе с более опасными реагентами. По мере падения спроса на продукцию завода в условиях ухудшающейся экономической ситуации, в резервуарах скапливалось все большее количество неиспользованных токсичных веществ. В свою очередь, пытаясь уменьшить издержки, администрация стала экономить на техническом обслуживании и мерах обеспечения безопасности.
Первую тревогу местные жители забили еще в середине 70-х, но тогда к ним никто не прислушался. В 1982 году результаты техосмотра завода попали в руки индийского журналиста Раджкумара Кесвани. В своей статье, опубликованной в местной газете Рапат, он призвал горожан Бхопала «проснуться», предупреждая, что они «стоят на края вулкана». Все это свидетельствует о том, что угроза аварии была известна руководству Union Carbide задолго до самой катастрофы.
Бхопальская катастрофа произошла 3 декабря 1984 года. В результате перегрева сильнотоксичного вещества, метилизоцианата (MIC), давление в резервуаре выросло, что привело к разрыву аварийного клапана. Произошел выброс около 42 тонн паров MIC в атмосферу. Это смертоносное облако стремительно распространилось на десятки километров вокруг завода, накрыв собой город. Согласно официальной статистике только в первый год из-за отравления токсичными газами погибло как минимум 3 787 человек, еще около полумиллиона (558 тыс.) пострадало от вызванных интоксикаций последствий, в том числе 4 тысячи горожан, которые получили инвалидность. В последующие годы скончалось еще от 10 до 15 тысяч.
Выжившие вспоминают, что в первые дни после катастрофы обочины дорог и канавы были завалены людьми, страдающими от кашля и рвоты. На заводе продолжали собирать мертвые тела. Местные больницы были переполнены и не справлялись с нагрузкой, не лучше дело обстояло на кладбищах. Десятки трупов вповалку скидывали в общую яму, засыпали, и выкапывали следующую. Часть умерших была по индийской традиции кремирована.
Взрыв на шахте в Куррьере: похоронные забастовки
Если утечка метилизоцианата в Бхопале вошла в историю как самая смертоносная техногенная катастрофа в мире, то в Европе этот зловещий титул носит авария на шахте Куррьер во Франции. По числу непосредственных жертв эта катастрофа обходит Чернобыльскую в 10 раз, хотя во втором случае следует также учитывать и около 3,9 тысяч аварийных работников и ликвидаторов, погибших от последствий лучевой болезни в последующие годы.
Катастрофа в Куррьере, - небольшой французской коммуне на севере страны, - произошла в марте 1906 года. Ранним утром 10-го марта в шахте произошел взрыв угольной пыли, который повредил подпорки туннелей и вызвал многочисленные обвалы. Многие из тех, кто избежал смерти под камнями, погибли от вспыхнувшего пожара или отравления угарным газом. Из 1700 горняков выжило меньше половины: 500 человек сумели выбраться на поверхность сразу после взрыва, еще 14 были найдены в ходе спасательных работ. Примечательно, что на момент спасения последняя группа шахтеров провела под землей почти 3 недели, питаясь корой, содранной с деревянных подпорок, а затем – найденным поблизости трупом шахтерской лошади.
Установить, что стало причиной взрыва в шахтах, доподлинно так и не удалось, поскольку рассказать о том, что происходило в эпицентре катастрофы, было некому. В результате расследования были сформулированы две основные теории: причиной возгорания могли быть либо неосторожное обращение со взрывчаткой, либо соприкосновение рудничного газа с открытым пламенем светильника. Имеющиеся свидетельства указывают на вероятность и той, и другой.
Первые похороны прошли 13 марта. Несмотря на сильный снегопад, почтить память погибших горняков пришло более 15 000 человек. Эти 15 тысяч встали на острие борьбы рабочего движения за свои права, и в течение нескольких дней забастовки распространились на все округа департаментов Па-де-Кале и Нор. Недовольные шахтеры бастовали против чудовищных условий труда на горнодобывающей компании, жадности предпринимателей, которые, как им казалось, стремясь спасти запасы угля от новых взрывов, намеренно затягивают спасательные работы. Насколько такое обвинение оправданно – вопрос спорный, поскольку размеры шахты и нехватка подготовленного персонала не позволяли спасателям работать быстрее.
Взрыв в Сан-Хуанико
Еще одна из самых жутких техногенных катастроф в истории произошла в бедном мексиканском город Сан-Хуан Иксуапетек в 1984 году, где раньше находилось хранилище сжиженного нефтяного газа (СНГ), принадлежавшее нефтегазовой компании Pemex. В резервуарах хранилища в это время находилось около 11 тысяч кубометров вещества – треть всего государственного запаса СНГ. Хотя восстановить точную картину происходящего затруднительно, эксперты полагают, что в ходе транспортировочных работ одна из труб была повреждена, что стало причиной утечки газа. За 10 минут концентрация СНГ достигла достаточного уровня, чтобы образовать облако, которое поднявшийся ветер погнал в сторону ямы для сжигания отработанного газа. За возгоранием последовала цепная реакция взрывов, которая полностью уничтожила хранилище и опустошила большую часть города. Значительная часть зданий в радиусе 5-7 километров вокруг эпицентра катастрофы была разрушена. По разным оценкам, от 5 до 7 тысяч человек получили серьезные ожоги и травмы, и около 500 – 600 людей скончались.
Однако из сотен погибших только немногие горожане удостоились церемонии погребения: жар, произведенный инферно, испепелил большую часть тел и изуродовал остальные до неузнаваемости. Из полутысячи жертв всего около 10 были опознаны своими семьями. Многим выжившим пришлось опускать в землю пустой гроб, а местное кладбище заполнили безымянные братские могилы.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: