Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Кладбища для русских в Соединенных Штатах Америки

Кладбища для русских в Соединенных Штатах Америки

Кладбища для русских в Соединенных Штатах Америки

Сегодня, согласно данным государственной статистики США, в Штатах проживают почти четыре миллиона людей, относящих себя к русскому народу. При этом большая часть россиян знает, и то лишь из книг и кино, всего о двух «русских» районах Америки: все слышали про русский квартал Нью-Йорка под названием Брайтон-Бич, и помнят про то, что когда-то Российская империя продала Америке Аляску вместе с поселенцами, что там жили. В действительности городов, где на протяжении последней сотни лет проживали русские люди в США, множество – одна только Калифорния, куда эмигрировали в течение десятилетий развития Кремниевой долины технические специалисты, инженеры и программисты, дала прибежище десяткам тысяч выходцев из РСФСР и других советских республик.

В Соединенных Штатах Америки много православных храмов – они находятся в юрисдикции «Русской Православной Церкви за рубежом». Есть также православные скиты и даже монастыри, хотя их и немного. В тех районах, где уже долгое время проживают русские, очевидным образом за десятилетия сложились русские кладбища или православные кладбища со значительной долей русских захоронений. В связи с тем, что число таких кладбищ очень велико, в нашем материале мы рассмотрим лишь те, что наиболее примечательны по тем или иным причинам.

Ново-Дивеевское кладбище

Самым крупным русским кладбищем в Соединенных Штатах Америки, несомненно, является «Русское православное кладбище при Новодивеевском монастыре», расположенном, как это понятно по названию, в Ново-Дивееве. Оно находится в населенном пункте под названием Нануэт, в штате Нью-Йорк. Свыше семи тысяч людей нашли свой покой в земле этого кладбища только по официальным данным, но есть сведения, что в реальности захоронений куда больше.

Возраст Ново-Дивеевского кладбища сравнительно невелик. Протоиерей Адриан Рымаренко, эмигрировавший в США в 1949 году, задался целью создать на американской земле православный монастырь. Спустя несколько лет, которые ушли на сбор пожертвований, наконец, мечта Рымаренко осуществилась: он и его сподвижники выкупили здания, принадлежавшие католическому монастырю Спринг-Уэлли, на тот момент пребывавшие в запустении, и превратили их в православный Ново-Дивеевский монастырь. На этом кладбище многие выходцы из России перезахоронены после своего первоначального погребения в иных центрах русской эмиграции.

Обычные православные кресты из камня – мрамора или гранита – составляют большую часть надгробий на Ново-Дивеевском кладбище. Из числа достопримечательностей этого кладбища можно отметить черномраморный памятник, посвященный кадетам, который венчают позолоченный купол и крест. На особой плите из серого гранита, закрепленной в специальной нише на фасаде памятника, имеется надпись:

«Кадетам на поле брани живот свой положившим, в смуте убиенным, в мире скончавшимся, и славному прошлому российских кадетских корпусов, взрастивших поколения верных сынов исторической России посвящают рассеянные по свету, но не расторгнутые кадеты. 1994».

Другой значимой достопримечательностью Новодивеевского кладбища является мемориал, посвященный генералу А. А. Власову и военнослужащим руководимой им Русской Освободительной Армии, воевавшей на стороне гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны. До самого конца ХХ века этот мемориал был единственным памятником сторонников гитлеровского режима.

Кладбище в Бьюна-Виста-Тауншип (Покровский скит в Новой Кубани)

Покровский Скит в Новой Кубани (The Hermitage Of The Holy Protection), являющийся частью Восточно-Американской епархии, относящейся к Русской православной церкви заграницей, находится в округе Атлантик штата Нью-Джерси, в тауншипе Бьюна-Виста-Тауншип. В начале 1950-х годов в этот регион прибыли эмигранты из числа донских казаков, которые основали здесь поселение под названием Новая Кубань, а заодно, что логично, и православный церковный приход. В 1960-х и 1970-х эмигранты построили храм и различные вспомогательные постройки.

Храм со временем угасал вместе с казачьей общиной, чьи члены умирали и разъезжались по стране. В конце концов, к началу 2000-х годов регулярные богослужения в храме Новой Кубани уже фактически прекратились, так как почти некому было их посещать. Поэтому в 2015 году новокубанский приход решено было реорганизовать и превратить в Покровский мужской скит.

На протяжении своего существования кладбище не прерывало своей работы и принимало не только русских, но православных как таковых со всей округи: здесь также есть украинцы, сербы, да и православные американцы. Выглядит это кладбище вполне привычно для граждан России: над могилами возвышаются русские и византийские православные кресты с двумя перекладинами. Примечательны имена, выгравированные или написанные на надгробиях: они, как правило, двойные: первое имя – то, что было получено человеком при рождении, а второе – то, которым человек называл себя в Америке. Новые имена люди брали себе по двум причинам: либо для того, что быть более удобнопроизносимыми для американцев, либо в страхе, что их выдадут Советскому Союзу. К сегодняшнему моменту на кладбище можно приобрести участок для захоронений, а в Покровском ските ведутся регулярные богослужения.

Пустынь в Ново-Корено

Ново-Коренную пустынь создал прибывший сюда в 1950 году епископ Серафим (Иванов). В штате Нью-Йорк неподалеку от населенного пункта под названием Магопак он организовал небольшой скит, который вот уже больше полувека подчинен Русской православной церкви заграницей и превратился в ставропигиальный мужской монастырь – Новая Коренная пустынь. Изначально этот монастырь задумывался в качестве резиденции Архиерейского Синода РПЦЗ, а также в качестве места постоянного пребывания чудотворной Курско-Коренной иконы. Спустя два года эти помещения заняла мужская монашеская община, которой руководил архимандрит Иннокентий Быстров.

Эмигранты и их потомки десятилетиями хоронили своих умерших на этом кладбище. В 1990-х годах стал очевиден упадок монастыря, и к началу 2000-х монахов здесь уже практически не оставалось. В 2004 году решением РПЦЗ в помещениях бывшего монастыря организовался небольшой церковный приход, на который была возложена обязанность поддерживать в приемлемом состояние имущества опустевшей обители.

Не только библиотека и свечной завод были дополнительно обустроены при монастыре – русское кладбище было устроено монахами на опушке близлежащего леса. На данный момент там располагается порядка пятисот захоронений. Главным образом данное кладбище становилось последним приютом для видных деятелей РПЦЗ. В частности, здесь находятся могилы иконописца Николая Колтыпина-Валловского, могилы князей Шаховских, могила Бориса Бразоля, основателя Пушкинского общества в Америке, а также белогвардейца Бориса Йордана, поэта Георгия Голохвастова, Серафима Иванова, основателя Ново-Коренной Пустыни и архиепископа Чикагского и Детройтского, а также Феофана Шишманова, келейника архиепископа Иванова

Ураган «Сэнди», обрушившийся на США в 2012 году, сильно повредил Ново-Коренное кладбище: деревья близлежащего леса повредили ограду и уничтожили несколько надгробий. К счастью, сбор средств среди прихожан Ново-Коренной пустыни и вообще русской общины США позволил к настоящему времени завершить реконструкцию кладбища.

11 февраля 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: