Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Некрополь Троице-Сергиевой лавры

Некрополь Троице-Сергиевой лавры

Некрополь Троице-Сергиевой лавры

В середине XIV века, в 1342 году молодой монах Варфоломей, принявший постриг под именем Сергий, ушел в отшельничество, чтобы впоследствии основать монастырь, с которым связано множество великих событий в истории России – Троице-Сергиеву Лавру. Поскольку место, откуда он происходил, называлось Радонеж, его самого прозвали Радонежским. Поначалу Сергий жил просто и скромно в некотором пустынном месте, вырыв себе землянку-келью – он ловил в реке рыбу, собирал в лесу мед диких пчел и ягоды, искал коренья, орехи и грибы. Однако, прослышав о его святой жизни, к нему стали все чаще приходить люди с просьбой помолиться за них, помочь советом или вовсе – позволить им жить рядом, разделив его аскетичную жизнь. Жили новопришедшие, как и Сергий, в землянках, однако начали появляться первые капитальные строения – собравшись вместе, монахи построили небольшую церковь – так началась история монастыря, которая неразрывно связана с историей всей страны. От Куликовской   битвы и до Революции, от Смутного времени и до походов Петра I – в каждый период истории Троице-Сергиевский монастырь, получивший позже статус Лавры, играл важную роль – духовную, военную и экономическую.

Сергий Радонежский еще при жизни прославился многими своими добродетелями: он был честен, скромен, истов в молитве и предан Богу. Его прославили мудрость, праведность и многие чудеса – разумеется, после смерти он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Иноки того монастыря, что он основал, жили по общинному уставу, то есть вместе жили, вместе трудились, вместе добывали пропитание и не имели почти ничего личного. Также они отказались от практики поиска подаяния, которая раньше была основой существования монастырей. За века и годы монастырь разросся – тут жили сотни монахов, тут же они и умирали, тут же их погребали. Рядом с Троице-Сргиевой Лаврой образовалось огромное кладбище, которое цело по сей день и является уникальным памятников истории Православной Церкви и истории России.

Какими были первые захоронения кладбища Троице-Сергиевой лавры

Изначально на кладбище при монастыре хоронили только местных монахов и послушников. Сам Сергий Радонежский умер 25 сентября 1392 года, будучи всемерно почитаемым игуменом монастыря и всенародно известным чудотворцем. По его завещанию, его тело было похоронено на общем кладбище, рядом с прочими умершими монахами, однако вскоре братия монастыря испросила разрешения у главы Церкви, митрополита Киприана, перенести погребение внутрь храма. Спустя тридцать лет после смерти, в 1422 году, Сергий Радонежский был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. И по сей день его мощи лежат в особом месте – «раке» из золота и серебра, стоящей посреди Троицкого собора Лавры. Этот собор из белого камня был построен на месте первой деревянной церкви, и по сей день остается одним из памятников древнерусской архитектуры. Рядом с Сергием Радонежским в 1428 году похоронили его верного ученика – преподобного Никона, второго игумена Троице-Сергиева, много сделавшего для его развития.

Погребения бояр, дворян и купцов

Разумеется, вместе со славой монастыря пришла слава и его монастырского кладбища. Оно стало ценным местом для престижных погребений – там хоронили представителей княжеских родов, бояр и купечество. История знает случаи прижизненного «бронирования» места на этом кладбище – дело редкое в средние века, он столь велика была слава Троицкого монастыря. Сохранились документы о подобном: например, в завещаниях князей Хвростинина, Ростовского, Ирины Басмановой и других. Богатые и знатные старались попасть после смерти поближе к Троицкому собору, к мощам великого святого.

Покоятся на монастырском погосте простые монахи обители и священнослужители высшего звена: знаменитый богослов Максим Грек, московские, новгородские, рязанские митрополиты, архиепископы, архимандриты, известный иконописец Евстафий Головкин. Головкин прожил в монастыре 30 лет, был келарем (в монастырской иерархии второе лицо после игумена, заведовал всей хозяйственной жизнью монастыря).

На территории лавры, вблизи от Успенского собора захоронены останки царя Бориса Годунова, его жены, сына Фёдора и дочери Ксении. Прах царя Бориса долгое время не мог найти постоянного пристанища. Его недруги при жизни старались помучить его и после смерти: гроб с телом неоднократно переносился с места на место, как и останки его близких. Только через год недолго правивший царь Василий Шуйский повелел захоронить останки Бориса Годунова и его семьи вблизи Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре.

Что в Троице-Сергиевой лавре находят археологи  

Со дня основания Троице-Сергиевой лавры прошло почти 700 лет. За это время лавра пережила несколько пожаров, нашествие татар, попытки поляков захватить её — и выстояла. Она перестраивалась, возводились новые соборы, часовни, хозяйственные постройки. В прошлом веке, при очередных строительных работах возникла необходимость исследовать исторические напластования, образовавшиеся за несколько столетий. При археологических раскопках были обнаружены многочисленные каменные надгробия с надписями. Так, на одной из надгробных плит было обозначено имя умершего и год смерти – 1480. Это самое древнее надгробие, найденное на территории Московской области. Умерший Василий Беда известный историкам персонаж: в 1453 году он принёс в Москву весть о смерти князя Дмитрия Шемякина — заклятого врага московских князей. За эту благую весть был пожалован в дворцовые дьяки и записан в дворянское сословие. При раскопках были вскрыты монашеские захоронения, и обнаружилась интересная особенность похоронного ритуала. Головы монахов лежали на каменных «подушках»-кирпичах со специальной выемкой под голову. Каменное изголовье свидетельствовало об образе жизни монаха: аскетизме, терпении, праведности. Надписи на надгробьях часто являлись источниками новых знаний о жизни в Древней Руси, о занятиях усопших. Среди найденных надмогильных плит есть надгробия монастырских квасника, казначея, книгохранителя. Иногда к имени покойного прибавлялось название местности, откуда он родом: Антип Дмитровец (из Дмитрова), Мисаил Коломнятин (из Коломны), Ферапонт Вязметин (из Вязьмы) и т.д.   

Жизнь и смерть многих русских людей была связана с Троице-Сергиевой лаврой. Крупнейший мужской монастырь вместе с его первым игуменом Сергием Радонежским стал символом духовности, крепости православной веры, что послужило сплоченности русского народа в самые тяжёлые времена.

27 июля 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: