Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Особенности цыганских похорон

Особенности цыганских похорон

Особенности цыганских похорон

Цыгане это древний кочевой народ, имеющий богатую историю и культуру. Они считают себя потомками примерно 10 тысяч человек, присланных в дар сасанидскому шаху индийским раджой, которые покинули Индию в V–VI вв. нашей эры и с тех пор широко расселились по всему миру. Цыгане являются одним из крупнейших этнических меньшинств в Европе. Хотя их точную численность по многим причинам установить затруднительно, Международный Союз цыган насчитывает от 9 до 15 млн. цыган, причем основная их часть (6-8 млн.) рассредоточена по территории Европы. В пятерке стран с наибольшей цыганской диаспорой находятся Испания, Румыния, Болгария, Албания и Россия, где, согласно результатам переписи 2010, проживает около 220 тысяч цыган. Для обозначения этой европейской ветви цыганского народа используется этноним «рома».

Все рома в той или иной степени сохранили общие элементы основной цыганской культуры, несмотря на значительные региональные различия между группами цыган, заимствующих национальные черты соседствующих народов. Хотя самыми распространенными конфессиями, к которым принадлежат цыгане, являются христианство и ислам, традиционные верования по-прежнему преобладают в семейном быту этого народа вне зависимости от принятого вероисповедания. Особенно это касается цыганских похоронных ритуалов и обычаев, знаменитых своей самобытностью и размахом.

Как цыгане относятся к смерти

Соединение двух во многом противоположных принципов – культа предков и ритуальной «нечистоты» смерти является главной особенностью культурного восприятия смерти цыганами. По представлению рома, соприкасаясь со смертью, человек и окружающее его пространство становятся оскверненными. Поэтому, чувствуя приближение своей кончины, умирающий переселяется (или его переносят родственники) в отдельный шатер-палатку, также известную как «бендер», в которой он уже отходит на тот свет.

Различные группы цыган имеют свои представления о том, что становится «нечистым» в связи со смертью человека. От загрязненных при смерти родственника вещей цыгане стараются поскорее избавиться, зачастую отправляя их в могилу вместе с умершим, закапывая или сжигая. Раньше их могли раздавать нищим не цыганам, однако сейчас этот обычай ушел в прошлое. В случае с членами семьи «нечистота» сама сходит через некоторое время, однако в этот период они должны избегать контакта с домашней утварью и пользоваться отдельной посудой, одеждой и т.д.

Различные группы цыган имеют свои представления о том, что становится «нечистым» в связи со смертью человека. От загрязненных при смерти родственника вещей цыгане стараются поскорее избавиться, зачастую отправляя их в могилу вместе с умершим, закапывая или сжигая. Раньше их могли раздавать нищим не цыганам, однако сейчас этот обычай ушел в прошлое. В случае с членами семьи «нечистота» сама сходит через некоторое время, однако в этот период они должны избегать контакта с домашней утварью и пользоваться отдельной посудой, одеждой и т.д.

Как цыгане готовятся к похоронам

По цыганским обычаям, готовиться к смерти принято еще в молодости: сначала родительской, чтобы устроить им достойное погребение и дорогую могилу, а затем и остальных кровных родственников. В случае, если человек скоропостижно скончался, то члены его семьи еще несколько лет после похорон продолжают копить деньги на подобающий надгробный памятник и погребальное имущество.

Умирающего цыгане никогда не оставляют в одиночестве, до последнего окружая его уходом и заботой. Члены его семьи, заходя в бендер, не показывают своей скорби и печали, продолжая вести себя как обычно: они едят, пьют, разговаривают, шутят и развлекают друг друга. Как правило, бдение рядом с умирающим несут родные соответствующего ему пола. Как только человек испускает дух, в его доме поднимается громкий плач и рыдания, которые нередко длятся вплоть до наступления темноты. Важной особенностью цыганской культуры является табу на нарушение целостности тела усопшего, что нередко приводят к разногласиям с местными правоохранительными органами. Произошла ли смерть в результате естественных причин, несчастного случая или преступления, его члены семьи будет до конца пытаться избежать этой процедуры, иногда даже в обход закона пытаясь получить необходимую справку о смерти. Если стороны не в состоянии прийти к соглашению, в ситуацию вмешивается цыганский барон, который, чтобы разрешить этот вопрос, уже напрямую обращается к локальной администрации.

В остальном предпохоронные ритуалы цыган во многом соответствуют традициям и правилам принятой в конкретном сообществе религии. Православные рома, следуя христианским традициям, обмывают покойника и читают молитвы, пока он находится дома; однако для омовения используется не обычная вода, а специальные травяные настои, а вместо молитв над телом умершего читаются особые заговоры. Затем его облачают в лучшую одежду и украшения.

Как цыгане хоронят

Цыганские похороны проходят пышно и могут затянуться на несколько недель. В это время в шатер или дом, где скончался человек, приходят его близкие и дальние родственники, друзья, знакомые и соседи, отдавая усопшему последнюю дань уважения. Одновременно с этим семья начинает заниматься обустройством будущей могилы или склепа и подготовкой пышных поминок. Эта традиция, впрочем, не получила широкого распространения у мусульманских рома, которые по канонам ислама стараются провести погребение в день смерти.

Единого отношения к кремации среди рома нет: одни относятся к этой практике строго отрицательно, другие, наоборот, просят кремировать останки близкого человека. В любом случае, в последний путь умершего цыгане провожают со смехом и весельем, считая, что умерший отправляется в лучший мир и избавляется от земных страданий и лишений – а потому и плакать по нему не нужно. На церемонии погребения и затем на поминках похоронный оркестр исполняет народную музыку, польки, вальсы и марши.

Что такое поминальный пир у цыган

После того, как тело усопшего опустили в могилу, и члены табора пролили по нему последние слезы, наступает время поминальных празднеств. Цыганские поминки отличаются не меньшей пышностью, чем похороны и длятся в среднем 2–3 дня. Устраивают их, как правило, в самом шикарном особняке местной общины или в большом шатре. Обильное застолье с разнообразными угощениями и напитками сопровождается веселыми песнями, плясками и гуляниями. Если семья организовывает пиршество в ресторане, то на поминальной трапезе заказывают все блюда меню. Хотя повсеместного распространения этот обычай не получил, у некоторых цыган принято по христианской традиции проводить поминки также на 9-ый и 40-й день после смерти.

9 марта 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: