В начале 2000-х гг. благодаря развитию Интернет-технологий и их проникновению в коммерческую сферу на просторах мировой сети появились инновационные сервисы, позволяющие привлечь тысячи и сотни тысяч пользователей к решению той или иной задачи. Разделяют краудсорсинговые и краудфандинговые платформы. Первые используют творческие способности, знания и опыт множества специалистов для выполнения больших объемов работ на добровольных началах. На платформах второго типа автор или авторы могут опубликовать описание своего проекта, необходимые условия его реализации, в том числе минимальную сумму на все сопутствующие расходы.
Первоначальное назначение краудфандинговых интернет-платформ состояло в том, чтобы независимые художники, композиторы, кинорежиссеры и другие представители творческих профессий любого достатка могли воплотить свой художественный замысел в жизнь. Вскоре они привлекли внимание и крупных компаний, пытающихся прощупать почву прежде, чем запустить в производство экспериментальный товар. А спустя несколько лет практики «краудфандинга» распространились на организацию любого предприятия или события: свадьбы, заграничные путешествия, качественное образование и пр. Не обошла вниманием новый тренд и ритуальная сфера.
Похоронный краудфандинг
Проводы человека в последний путь на протяжении долгого времени традиционно были общей обязанностью не только родни и близких умершего, но соседей, а иногда – и всех жителей небольшого поселения. В то время как один занимался строительством гроба, другие копали яму, а третьи помогали с готовкой угощений на поминальную трапезу. Вплоть до начала XX века погребение было сложным и затратным делом, с которым только очень богатая семья могла справиться в одиночку. И хотя в удаленных от городских джунглей уголках такие обычаи сохраняются до сих пор, горожанам приходится находить новые способы найти необходимую помощь в условиях нужды.
Впервые краудфандинговые платформы как основной источник средств на организацию похорон были успешно использованы в начале 2010-х гг. в Соединенных Штатах. В этом обстоятельстве нет ничего удивительного: стоимость похорон в США может легко достигать 7-10 тысяч американских долларов, и такие затраты, особенно если умерший не имел хорошую страховку, могут поставить в сложное положение большинство семей. Пионерами этого тренда стали такие сервисы как GoFundMe, Youcaring и Crowdrise, однако вскоре за ними последовали и другие, в том числе направленные конкретно на сбор денег под погребение – Fund the Funeral, FuneralFundMe.com и пр. Эти платформы нередко напрямую сотрудничают с ритуальными агентствами, что позволяет уменьшить количество посредников и упростить процедуру организации церемонии. Поскольку краудфандинг позволяет собрать деньги на оплату услуг похоронной службы, ритуальные агенты сами готовы помочь клиенту запустить собственную кампанию и эффективно ее организовать.
Заслуживает внимания тот факт, что сбор средств на похороны по-прежнему охватывает преимущественно только окружение умершего и его семьи: дальних родственников, друзей, коллег и их родных и товарищей. Особенно актуальной возможность пожертвовать на достойное погребение является для тех, кто живет далеко и не может вовремя приехать лично. Однако иногда среди нескольких десятков пожертвований нередко можно найти и одно, оставленное незнакомым человеком, который просто решил сделать доброе дело.
Ритуальный краудфандинг продолжает набирать в Штатах популярность, и с каждым годом число американцев, собирающих или жертвующих средства на прощальную церемонию, стабильно увеличивается.
Преимущества и недостатки
Похоронный краудфандинг дает возможность в короткие сроки собрать необходимые для проведения траурной церемонии средств, привлекая к сбору даже живущих в другом конце страны или за рубежом родных и близких. Участники кампании в свою очередь не редко распространяют информацию о ней среди уже своего окружения, таким образом увеличивая ее охват. В конце концов, платформы позволяют в любой момент узнать точную сумму имеющихся пожертвований и на ее основании планировать устройство и размах похорон.
Однако краудфандинговые похороны влекут за собой и множество новых проблем – как актуальных, так и потенциальных. Кампании по сбору средств могут организовывать мошенники для выманивания средств у доверчивых пользователей. Даже если на их страницах опубликованы фотографии договоров, справок и квитанций, стоит удостовериться, что они не являются фальшивкой: в СМИ опубликовано уже немало историй о «пропавших» организаторах, которые получили деньги и теперь не выходят на связь даже с сотрудниками ритуального агентства.
Обратить внимание стоит и на легальную сторону вопроса. Законодательства разных стран могут по-своему регулировать организацию кампаний по сбору средств: в некоторых странах от организаторов требуется предварительно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юрлица. В других краудфандинг может облагаться налогом, неуплата которого грозит скорбящим огромными штрафами и даже уголовной ответственностью.
Наконец, финансовые транзакции между жертвователями, краудфандинговым сервисом и клиентом/похоронной службой нередко облагаются комиссией, о наличии которой не стоит забывать. Процент со всех собранных средств могут снимать и сами платформы.
Среди более глобальных вопросов: возможный упадок страховой индустрии и финансовые манипуляции ритуальных служб. По мнению ряда экспертов, чем больше СМИ преувеличивают возможности и эффективность краудфандинговых кампаний, тем больше людей начнет отказываться от дорогой страховки в пользу возможной коллективной интернет-помощи. Это в свою очередь может привести к ситуации, когда, надеясь на сбор пожертвований, умерший и его семья окажутся совсем не подготовлены к финансовым затратам на организацию похорон и вынуждены будут брать огромные кредиты. Тем не менее, на настоящий день неясно, насколько оправданны эти опасения.
Тесное сотрудничество ритуальных агентств и краудфандинговых сервисов также грозит немалыми проблемами. Располагая полным контролем над кампаниями по сбору пожертвований, они могут намеренно завышать стоимость услуг и товаров, чтобы полностью потратить собранные клиентом средства.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом: