Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Похороны как средство психотерапии

Похороны как средство психотерапии

Похороны как средство психотерапии

Страх смерти – явление, затрагивающее нас не только на индивидуальном, но и на социальном уровне: неспособность современного общества обсуждать вопросы смерти и похорон, отсутствие коллективных ритуалов по «подготовке к загробной жизни», что были у наших предков, приводят к тому, что вопросы о смерти похоронах вызывают у все большего числа людей панику и потерю работоспособности. В нашем материале будет рассказано о нескольких терапевтических средствах, разработанных в разных странах мира, задача которых – помочь людям жить в неопределенности касательно сущности и времени наступления смерти.

Корейские похороны заживо как способ борьбы со стрессом

В Южной Корее число самоубийств весьма велико - эта страна стабильно занимает в анти-рейтинге по числу суицидов 10 место в мире. Считается, что основными причинами высокого уровня суицидов в этой стране являются высокая конкурентность во всех сферах жизни и невыносимые уровни стресса, испытываемые на работе и учебе. Ряд корейских фирм вот уже на протяжение двадцати лет предлагает всем желающим так называемую «похоронную терапию» для борьбы со стрессом от мыслей о смерти. Суть терапии заключается в том, что люди участвуют в своих символических похоронах, заживо переживая опыт прощания и погребения – и эта услуга завоевала пусть не всенародную, но достаточно широкую популярность: некоторые из этих компаний символически «хоронят» до 25 тысяч клиентов ежегодно.

В среднем церемония проходит следующим образом. Сперва похоронный фотограф фотографирует участников терапии, затем им проводят инструктаж о том, что и в каком порядке будет происходит на церемонии. Далее, один из сотрудников компании переодевается в костюм Чосан Саджа – корейского ангела смерти. Чосан Саджа вводит клиентов в комнату, украшенную хризантемами, в которой стоит множество раскрытых гробов. Клиенты здесь переодеваются в белые погребальные одеяния, пишут прощальные записки родным и друзьям, зачитывают их вслух, а затем ложатся в гробы. Чосан Саджа закрывает гробы. Около десяти минут «погребенные» лежат в темноте и тишине, предоставленные самим себе. Кто-то просто размышляет о жизни и смерти, кто-то молится, ну а кто-то в процессе испытывает такой страх, что начинает рыдать и просит его выпустить. Многие после этого говорят, что терапия стала для них важным опытом и помогла переосмыслить многие важные вопросы.

Стоит подчеркнуть, что погребальной терапией интересуются отнюдь не только люди, страдающие от депрессии, стресса и иных расстройств: нередко люди отправляются своими компаниями-работодателями на погребальную терапию, потому что их начальство рассчитывает таким образом укрепить товарищеский дух и поднять производительность.

Украинская гроботерапия

Схожая практика была организована в Украине. Предприниматель Степан Пириняк из г. Трускавца Львовской области с некоторых пор начал предлагать своим клиентам провести несколько минут в любом из гробов его магазина на их выбор. Человек, находящийся внутри гроба, имеет возможность на своё усмотрение в любой момент открывать или закрывать его, а также может выбрать, что слушать, находясь внутри: на выбор есть различные виды музыки, звуки природы (леса, водопады, дождь), а также просто тишина. Клиенты Пириняка считают эту процедуру терапевтической и утверждают, что «гроботерапия» помогает им обрести душевный покой и равновесие.

А вот психолог и писатель из Киева по имени Андрей Жельветро разработал терапевтический метод куда более экстремальный. Процедура, которую проводит Жельветро, заключается в том, что человека укладывают в настоящий гроб и закапывают под землю в почти настоящую могилу – разница в том, что у погребенного заживо есть трубка, выходящая на поверхность, через которую он дышит. Люди проводят под землей от 2 до 6 часов, в течение которых пытаются ответить на важные для себя вопросы и переосмыслить собственную жизнь.

Разумеется, все люди проходят тщательное медобследование и собеседование, прежде чем подвергнуться процедуре: очевидно, что при определенных телесных и психических заболеваниях человек запросто может получить травму в такой экспериментальной терапии или даже умереть - например, от отказа сердца. Жельветро признается, что даже это не дает гарантии, что процедура будет протекать гладко: в его практике периодически происходят эксцессы, у клиентов начинается паника или ухудшение самочувствия, так что их приходится выкапывать преждевременно. Однако те, для кого процедура проходит гладко, после неё уверяют, что обрели новое желание жить.

В нашей стране существуют определенные аналоги подобной процедуры, однако к ним следует относиться с еще большей осторожностью, чем к чему угодно из вышеописанного. «Погребение заживо» в России проводят, увы, не только профессиональные психологи, но также экстрасенсы, шаманы и прочие мошенники. Эти люди, как правило, предлагают клиенту надеть противогаз, завернуть в целлофан и быть закопанным под землю на какое-то время. Важно, что перед началом с участника берут письменное согласие отказаться от любых претензий в адрес организаторов - таким образом недобросовестные «терапевты» пытаются снять с себя ответственность за возможный вред, который они могут нанести здоровью клиентов.

VR-симуляция смерти: побывать на том свете, не покидая этот

Виртуальная реальность сегодня стремится проникнуть во все сферы общественной жизни, и похоронная отрасль не могла слишком долго избегать её влияния. В 2018 пекинское кладбище Бабаошань организовало для всех желающих новую услугу: теперь посетители кладбища могут пережить VR-симуляцию собственной гибели.

На данный момент Бабаошань предлагает два виртуальных сценария. В первом сценарии виртуальный герой, от лица которого клиент наблюдает мир, сперва мирно работает в офисе, после чего «теряет сознание» путем затенения экрана и просыпается на больничной койке в окружении семьи и друзей. Глазами этого персонажа мы наблюдаем, как врачи отважно сражаются за его жизнь, однако в конце концов проигрывают в этой битве. Далее клиент глазами героя наблюдает, как душа того отходит от тела и направляется к вратам небесного храма.

Во втором сценарии сюжет прозаичнее: там клиент смотрит как бы из глаз уже мертвого тела, которое проходит путь от смерти, до морга, до кремации, т.е. Клиент как бы обозревает предоставляемые местным моргом услуги глазами мертвого тела.

18 августа 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом: