Городская ритуальная служба
Специализированная служба
Судьба царской семьи Николая II и место ее захоронения после гибели

Судьба царской семьи Николая II и место ее захоронения после гибели

Судьба царской семьи Николая II и место ее захоронения после гибели

Николая II, последнего русского самодержца, вместе с его семьей – супругой, императрицей Александрой Федоровной, четырьмя дочерями – Великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, – бывшим наследником императорского престола царевичем Алексеем и несколькими членами свиты расстреляли в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918. Поиски царской семьи начались почти через неделю после расстрела, когда город заняли белогвардейские войска и мятежный чехословацкий корпус, однако обнаружить останки удалось только в 1979 году, а захоронить – в 1998. Споры вокруг одного из главных убийств XX века не утихают до сих пор, хотя вот уже больше 20 лет последние Романовы покоятся в императорской усыпальнице в Петропавловском соборе в Петербурге.

Расследование исчезновения царской семьи было официально открыто 30 июля, спустя 13 дней после расстрела. К этому моменту военным властям уже были известны первые подробности этого дела: 27 июля поручик Шереметьевский, скрывавшийся до этого от красных в деревне Коптяки, доложил о находке обгоревших предметов дорогой одежды и фамильных драгоценностей в кострищах неподалеку от Исетского рудника, известного в народе как «Ганина яма». О совершении преступления свидетельствовали и следы пуль, обнаруженные при первичном осмотре дома инженера Ипатьева, где до этого содержались Романовы. Первоначально следствие возглавил судебный следователь А.П. Наметкин, который затем передал дело члену Екатеринбургского суда И.А. Сергееву. Впоследствии обнаруженные ими материалы легли в основу расследования Н.А. Соколова, которому было поручено дело после колчаковского переворота.

Как расследовались обстоятельства смерти и погребения

Ряд основных фактов, свидетельствующих об обстоятельствах гибели царской семьи, были установлен еще при первоначальном расследовании. Сергеев описал вещественные доказательства, обнаруженные в Ипатьевском доме: икону Александры Федоровны, которую та всегда носила с собой, жизненно необходимые лекарства и инвалидная коляска, принадлежащие царевичу Алексею, найденные в печах дома сожжённые остатки дорогой женской одежды и нательные образки. По случайности оставшийся в живых лакей императора, Т.И. Чемодуров, подтвердил, что все они принадлежали членам семьи Николая II. В результате работы криминалистов в районе Ганиной Ямы также были найдены оторванный палец, куски человеческой кожи, вставная челюсть придворного лекаря Е.С. Боткина, брильянтовые серьги и труп собаки княжны Анастасии. В феврале 1919 года Сергеев заключил, что Романовы и их свита были убиты одновременно в полуподвальном помещении дома Ипатьева с помощью огнестрельного оружия.

Огромен и вклад Соколова в расследование. Ему удалось восстановить маршрут следования команды людей, которая вывозила тела членов царской семьи из Ипатьевского дома, обнаружить дополнительные улики в районе Исетского рудника, установить обстоятельства расстрела на основе допроса одного из его участников, П.И. Медведева. Следователь также нашел документы, которые свидетельствовали о том, что на следующий день к руднику привезли почти 200 литров серной кислоты и несколько бочек с керосином. В результате проделанной работы Соколов сделал вывод, что трупы Романовых были полностью уничтожены неподалеку от Ганиной ямы. Однако подтвердить или опровергнуть эту теорию ему не удалось из-за наступления Красной армии.

Что нашла поисковая экспедиция Авдонина и Рябова

На протяжении многих лет советская власть замалчивала как сам факт, так и обстоятельства расстрела императорской семьи: хотя об казни Николая Романова советские граждане узнали уже на следующий день, вплоть до 1921 года государственные власти продолжали отстаивать версию о том, что императрица с детьми была вывезена в Пермь и затем перенаправлены в безопасное место. Впервые всю правду о произошедших событий раскрыл екатеринбургский журналист П.М. Быков в своей статье «Последние дни последнего царя», опубликованной в сборнике «Рабочая революция на Урале». Помимо уже установленных колчаковским следствием фактов, она содержала информацию о том, что трупы царской семьи были не уничтожены, но захоронены в другом месте. Впоследствии его работы была перепечатана в московской газете «Коммунистический труд». А в 1924 году вышедшая в Париже книга следователя Соколова, «Убийство царской семьи» заставила советское руководство признать гибель всей семьи Романовых. Однако вплоть до 70-х гг. все попытки восстановить полную картину активно подавлялись.

Начало следующему этапу расследования положили кинорежиссер Гелий Рябов и доктор геолого-минералогических работ Александр Авдонин в 1976 году. Сблизившись на почве общего интереса к подробностям казни Николая II и краеведению Свердловской области, они поставили перед собой цель найти и описать захоронение царской семьи. Опираясь на материалы, опубликованные в книге Соколова, записки члена расстрельной команды А. Я. Юровского, полученные от его родственников в обход официальной власти, и статью Быкова, Рябов и Авдонин создали «тайную» поисковую экспедицию. Они добились разрешение на проведение геофизических работ в районе Коптяков и, сопоставив данные из всех имеющихся источников, смогли обнаружить местонахождение старой Коптяковской дороги, заброшенной Ганиной Ямы и будки железнодорожного переезда 184 километра Горнозаводской линии, где по словам Юровского, и должна была находиться братская могила Романовых.

В июле 1979 года они вскрыли около двух кубометров земли возле описанного места. На глубине 35 сантиметров они обнаружили полусгнивший деревянный настил, а под ним – останки девяти человек, пули и черепки керамических сосудов со следами серной кислоты. Рябов забрал три из найденных черепа в Москву, чтобы провести экспертизу, но, боясь реакции правоохранительных органов, так и не решился. В следующем году он вернул их в могилу.

Судебная экспертиза и официальное следствие

Результаты своей работы Рябов и Авдонин опубликовали в 1989 году в газете «Московские новости» вместе с очерком организованной ими экспедиции. Их статья стала настоящей сенсацией, и вскоре вокруг первооткрывателей захоронения Романовых сложилась большая группа сподвижников. Два года спустя, в 1991, Авдонин передал администрации Свердловской области детальные сведения о местонахождении братской могилы. По распоряжению Э. Росселя прокуратура возобновила дело об убийстве царской семьи.

Исследования останков продолжались около семи лет, с 1991 года по 1998. Над анализами работали ведущие антропологи, судебные медики и генетики России, Англии и США. Они смогли восстановить облик убитых на основании строения черепа по методу Герасимова и сопоставили обнаруженные особенности с деталями жизни членов семьи Романовых. На знатное происхождение трупов сразу же указали уникальные по качеству зубные протезы и пломбы, изготовленные из драгоценных металлов и фарфора. А плохое состояние зубов скелета под номером 4 впоследствии помогло опознать императора – по воспоминаниям современников тот не любил посещать дантиста. Дополнительную информацию исследователям сообщила генетическая экспертиза останков, которая доказала существование родства как между самими мертвецами, так и с живыми потомками императорского рода. В ходе следствия также было установлено, что на месте захоронения Романовых отсутствуют тела царевича Алексея и княжны Марии – они были обнаружены 16 лет спустя в 2007 году неподалеку от первой могилы.

30-го января 1998 года на основании проведенных исследований и анализов правительственная комиссия во главе с Борисом Немцовым заключила, что обнаруженные в Екатеринбурге останки являются подлинными, а 27-го февраля – приняла решение о перезахоронении семьи Романовых.

Как перезахоранивали царскую семью

17 июля 1998 года останки Николая II, его супруги и трех детей, а также четырех членов свиты – врача Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничной Анны Демидовой – были перезахоронены в юго-западной части в Екатерининском приделе Петропавловского собора. Для этого в приделе была произведена полная реконструкция и построен двухярусный склеп: пятеро Романовых покоятся на верхнем ярусе, а под ними находятся гробы с их прислугой.

Гробы императорской семьи выполнены в полном соответствии с традициями похорон монархов Российской империи. Они изготовлены из кавказского дуба, обиты изнутри медным листом, а сверху обшиты белым велюром. Крышки гробов Романовых украшены позолоченными православными крестами из бронзы, а на боковых сторонах размещены латунные доски с выгравированными именами, титулами, датами жизни и смерти, а также 7-ю двуглавыми орлами. Чтобы добиться полной герметичности при закрытии гроба, места соединения крышек и гробов покрыли свинцовыми пластинами. Сам склеп снаружи закрыт плитой из белого мрамора.

На торжественной церемонии захоронения Романовых присутствовали более 50-ти представителей дома Романовых со всего света, президент РФ Борис Ельцин и высшие лица государственной администрации вместе с сотрудниками крупнейших СМИ и деятелями науки. Однако похороны прошли без участия патриарха Алексия II – Русская Православная Церковь отказалась признать результаты экспертизы правительственной комиссии. Жесткая позиция церкви до настоящего времени мешает предать земле обнаруженные в 2007 году останки царевича Алексея и Великой княжны Марии Николаевны.

РПЦ МП и могила царской семьи

В 2000 году после обнаружения останков, несмотря на свою позицию в отношении найденных останков, Русская православная церковь канонизировала Николая II и его семью в лике страстотерпцев. До этого Русской зарубежной церковью последние Романовы были прославлены в лики мучеников.

Сегодня на месте снесенного в 1977 году Ипатьевского дома стоит Храм-на-Крови, а над братской могилой императорской семьи у Ганиной Ямы в Свердловской области находится мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. На его территории установлено три памятника, посвященных императорской чете и царским детям: бронзовые бюсты Николаю II (2008) и Александре Федоровне (2011), а также бронзовая скульптура «Царские дети» (2011) с изображением царевича и четырех Великих княжон.

9 февраля 2021

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

40% 40%
40% 40%